Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Альп-лагерь Актру. 2011

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Алтай.

Протяженность маршрута – 2000 км.

Сроки проведения – 3-9 мая 2011

Продолжительность – 7 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Бийск – с. Шебалино – г. Акташ  – г. Курай – альп-лагерь Актру – г. Курай – г. Акташ – с. Шебалино – г. Бийск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

1

Анна Ситникова

Руководитель, водитель

2

Татьяна Крохмаль

Штурман

3

Юлия

Фотооператор, повар

4

Галина Витальевна

Турист, травница, повар

 

 Средство передвижения –  Toyota Harrier

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

1

Андрей Вовченко

Руководитель, водитель

2

Марина Никитенко

Штурман

3

Миша Никитенко (9 лет)

Сын штурмана

4

Юля

Фотооператор, повар

5

Оля

Фотооператор, повар

 

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Алтай (от монгольского Алтын - золотой) - это самая высокая область Сибири и вообще Азии. Алтайская горная страна содержит систему хребтов, которые вытянуты с запада на восток. Наибольшей своей высоты хребты достигают в Катунско-Чуйской степи, где находится гора Белуха. (4506 метров) - вершина Алтая. На пиках многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются древние ледники. Общая площадь оледенения на Алтае составляет около 800 квадратных километров, а количество ледников превышает 900. В последние годы <благодаря> глобальному потепление и другим необратимым природным и климатическим процессам площадь снегов и льдов Алтайских гор стремительно уменьшается. Для тех кто ходит в горы уже много лет это заметно невооруженным глазом.

Для местного рельефа характерны ледниковые озера, моренные валы, ледниковые террасы. Что касается Северо и Южно-Чуйских хребтов, то для них характерны крутые, местами отвесные скалы, узкие труднопроходимые долины с многочисленными прижимами и острые как бритва гребни. Для Катунского же хребта характерны более пологие местности, где значительно больше растительности, а вершины гребней, хоть и немного выше (в общей сложности), но положе. Горный Алтай отличается так же разнообразием почв. Здесь существуют практически все типы почв умеренной зоны земного шара.

Еще более разнообразны на Алтае растительность и животный мир. По богатству растительных видов Горный Алтай опережает все соседние с ним районы, а так же и многие другие горные области мира: здесь встречается более 1850 видов растений, это в два с лишним раза больше чем на всей Западно-Сибирской низменности. Леса зелеными уступами покрывают склоны гор. Особое место занимают кедры. Кедр - это символическое для гор Алтая дерево. Выше границы леса простираются альпийские и субальпийские луга, постепенно переходящие в тундру. Сказочное впечатление производят альпийские цветники со всех сторон окруженные снегами.

Весьма удаленный от Тихого и Атлантического океанов, Алтай имеет все характерные черты континентального климата: длинная и, порой, очень холодная зима, короткое, но жаркое лето. Например в северной части Телецкого озера годовая амплитуда колебаний температур составляет целых 82 градуса. То есть можно предположить, что зимой там температура опускается до -40 градусов, а летом поднимается до +40.

Алтай является водосбором для всех рек Запада Сибири. Со склонов гор берут начало тысячи мелких речушек и ручейков, которые затем сливаются в мощные горные потоки, такие как Чуя и Катунь. Алтай это край не только стремительных рек, но и голубых озер, многочисленных водопадов. Распространенные здесь так называемые висячие долины образуют водопады. Наиболее крупных из них насчитывается более 70. Это водопады Текелю (более 60 метров), Кок-кель, Рассыпной, Мультинские водопады и др. Алтайские озера очень живописны, наиболее популярное среди туристов - Телецкое озеро. В Катунском хребте располагаются живописные озера Тальмень, Кучерлинское, Аккемское. Часто посещают туристы Каракольские озера, которые поднимаются цепочкой до высоты 2000 метров. Очень красивое озеро Шавло, где снежные вершины Красавица и Сказка высотой около 4000 метров возвышаются над ним, создавая незабываемую панораму. Выше перечислены только самые популярные озера, на самом деле на Алтае их тысячи, и есть, поверьте мне, озера гораздо красивее и живописнее Телецкого и Шавлы, просто они находятся в трудноступных местностях и простой <турист-матрасник> до них не доберется. Как правило большая часть таких небольших озер не занесены на карту и даже не имеют своего названия.

Основная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт. Протяженность его больше 600 километров. Трасса проходит по горным ущельям, пересекает множество бурных рек, серпантином вьется через перевалы. Два особенно запоминающихся перевала - это Семинский и Чике-Таман.

К поэтическим строкам многих известных людей про Алтай остается только добавить, что здесь путешественников встречает не только щедрая на краски природа, но и радушный прием. Этот край давно уже стал обетованной страной туристов, и каждое лето туристские базы в самых живописных уголках края голубых гор гостеприимно раскрывают свои двери. Чуйский тракт позволяет добираться к исходным пунктам маршрутов, ведущих в самые заповедные и удаленные районы, а разнообразие природно-климатических зон делает путешествие интересным, как в познавательном, так и в спортивном отношении. Если вам хочется размять мускулы, закалить тело, испытать силы в борьбе с трудностями, наконец, вы хотите умножить ваш спортивный багаж - приезжайте в Горный Алтай.

 

Водопад Камышлинский

Высота падения: 12 м

Административный район: Шебалинский

Туристический район: Нижняя Катунь

Камышлинский водопад находится недалеко от впадения реки Камышла в Катунь, на левом берегу Катуни между селами Барангол и Усть-Сема. С 1996 года водопад имеет статус памятника природы Республики Алтай. Камышлинский водопад — это один из самых популярных и посещаемых природных объектов в низовьях Катуни. В разгар летнего сезона практически не бывает моментов, когда возле него нельзя было бы встретить очередную группу туристов. В основном посетители осматривают главный уступ водопада, возле которого есть деревянный мостик под скалой и стоит облако мелких водяных брызг. Некоторые смельчаки окунаются в струи водопада. Но, при желании, можно забраться чуть повыше и посмотреть на верхние части водопада.

Самый короткий путь к водопаду пролегает через подвесной мост через Катунь на территории турбазы “Царская Охота” (от села Майма — всего 50 км), возле которой есть охраняемая автостоянка. Переход по мосту стоил 10 рублей в августе 2005 года. За мостом, огибая строения турбазы на левом берегу, идет тропа к водопаду. В нескольких местах вдоль тропы есть скамейки для отдыха с видом на Катунь. Расстояние до водопада — около двух километров. Примерно на середине пути возле тропы имеется большая табличка, предупреждающая о том, что за проход к водопаду вам придется заплатить 30 рублей (с детей — 15). Перед самым водопадом, когда уже слышен привлекающий шум падения воды, на тропе расположена “вахта-проходная”, где и происходит оплата посещения указанного памятника природы. Дежурит там отнюдь не бабушка-вахтерша, а серьезные дяди-инкассаторы в камуфляже. С одной стороны, возникает вопрос: “а за что же это они там деньги-то собирают? Какое-такое благоустройство троп? В Тавдинские пещеры хоть электричество для экскурсий провели, а тут туристы сами тропу вытоптали”. Но, с другой стороны, не понятно, сколько мусора там будет при таком потоке посетителей, если пустить все на самотек.

Альтернативный путь на водопад Камышлинский проходит от села Усть-Сема. Нужно проехать по мосту на левый берег Катуни и свернуть с Чуйского тракта направо (есть указатели) к бывшему детскому лагерю “Орленок”. Дальше к водопаду идет тропа. Этот путь несколько длиннее, но не сильно. Кроме этого, к водопаду ведет хорошо протоптанная тропа от самого берега Катуни. Ей пользуются участники сплавов, также посещающие данный экскурсионный объект.

 

Семинский перевал

Семинский перевал – самая высокая точка Чуйского тракта, он поднимается до отметки 2200 м. над уровнем моря, подъем имеет длину 9 км, а спуск 11 км. Старое алтайское название Семинского перевала - "Дьал-Менку". Семинский перевал относится к государственном памятникам природы и действительно сама природа создала здесь очень живописную картину. Дорога идет лиственничным лесом с примесью пихты, а с увеличением высоты появляется кедр. На пиковой  высоте лес расступается, и тракт выходит на плоскую седловину, с которой  открывается панорама голубого Алтая - заснеженные вершины Теректинского хребта, гору Сарлык (2507м.), кедровые рощи.

Растительность Семинского перевала пышет яркими красками и разнообразием: здесь представлена основная часть растений Алтая. Кедровая тайга чередуется с субальпийскими лугами. На вершине перевала раскинулись альпийские луга, цветение которые примерно в середине лета особенно радует глаз: альпийские фиалки, маки, астры,  горечавки, розовый кандык, змееголовники и другие растения - образуют необычайно красивый ковер.

В 1956 в честь 200-летия вхождения Республики Алтай в состав России на высшей точке перевальной дороги был установлен памятный обелиск.

На расстоянии  1км от Семинского перевала, находится база олимпийского резерва, где тренируется сборная России по биатлону. Эти места дольше всего на Алтае остаются заснеженными, вплоть до майских праздников. А также здесь находятся самые высокогорные трассы в Западной Сибири.

 

Перевал Чике-Таман

Чике-Таман расположен на Чуйском тракте, следом за Семинским перевалом. Название Чике-Таман в переводе с алтайского означает «плоская подошва» и хотя высота перевала 1460 м, но его крутые склоны заставляют подумать о большей высоте  перевала. Дорога через перевал резко петляет, сопровождается крутыми обрывами и отвесными скалами. Поднимаясь впервые по такому горному серпантину, у любого захватывает дух! 

Северные склоны Чике-Тамана покрыты маральником, южные склоны по весне усыпаны желтыми алтайскими тюльпанами. На самом перевале встречается алтайская жимолость, ива, таволга, а также здесь можно встретить эдельвейс - белые пушистые звездочки.

На седловине Чике-Тамана стоит шаман-дерево – лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпичные ленточки. Такие деревья часто можно увидеть на перевалах, у ручьев и источников. Привязывание ленточек это давняя традиция среди путников. Таким образом почитали и благодарили дух места.

 

Комплекс древних петроглифов на Алтае "Калбак-Таш"

Калбак-Таш – это уникальный комплекс древних петроглифов на правом берегу реки Чуя на 723 км Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро. Название Калбак-Таш переводится как "плоский, расширенный, висячий камень, гора". На скальной уплощенной возвышенности, расположенной поперек долины реки Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5 тысяч рисунков, выполненных с помощью каменных и металлических орудий, как правило, точечной техникой. Древнейшие из рисунков дотируются 8 тысячелетием до н.э., а также надписи, относящиеся к древне-тюркскому периоду. На Калбак-Таше выявлено 30 строк рунической письма, выполненного енисейским алфавитом. Представленные сюжеты, надписи и отдельные изображения позволяют выделить следующие этапы создания этого святилища.

Эпоха неолита (6-4 тыс.до н.э.) Этот этап представлен довольно крупными фигурами оленей и козлов, выполненными контурным желобком. Размеры изображений порядка 2-3 метров.

Эпоха энеолита-бронзы (3-1тыс.до н.э.) Этот этап несет самую многочисленную группу петроглифов, среди которых: изображения женщин часто с зверями, мужские фаллические фигуры; колесницы и вьючные быки; погонщики и войны, вооруженные копьями; фантастические хищники и олени и т.п.

Скифская эпоха (8-3 вв до н.э.) Для этой эпохи характерны сцены охоты на оленей, а также персонажами скифо-сибирского  звериного стиля: козлы, волки, лошади, собаки.

Древнетюркская эпоха (7-10 вв до н.э.) Этот этап несет собой небольшое число сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити.

 

Альп-лагерь Актру

В центральной части Северо-Чуйского хребта выделяют наиболее высокую область — горный узел Биш-Иирду («5 остриев»), на востоке которого на высоте 2150 м находится ущелье Актру — самая красивая и самая освоенная туристами долина хребта. В переводе с алтайского «Актру» (или Актуру, Актура) — «белое жилище» или «белая стоянка». Это название носит и самая высокая вершина (4075 м) горного узла Биш-Иирду, и ледники, и образующаяся из их вод река, и ущелье, по которому она протекает, и, наконец, расположенный в этом ущелье альплагерь. Название, вероятно, связано с обилием снежников и ледников на обступающих ущелье горах.

По дну ущелья течет бурная молочно-голубая река Актру, берега которой прячутся в кедрово-лиственничном лесу, растущем у подножия гор. С северо-востока ущелье замыкает величественная гора Кара-Таш («Черный камень») высотой 3534 м — как страж, охраняющий путь в горную страну. Справа и слева от нее видны белоснежные крылья — ледники Большой и Малый Актру.

Ущелье находится ~ в 35 км от села Курай. Чтобы добраться туда, нужно за деревней Кызылташ (в которую, практически, "перетекает" Курай) переправиться по мосту через Чую, пересечь Курайскую степь, придерживаясь дорог идущих в западном направлении, достичь промежуточного пункта — так называемой, перевалочной базы, или, в простонародье, "перевалки". Этот участок пути (~25 км) можно преодолеть, практически, на любом автомобиле, нужно только иметь в виду, что в двух местах придется форсировать вброд речку Тете. Единственную сложность представляет последний отрезок перед кордоном, — это довольно крутой подъем, а поверхность дороги вздыбливают крупные камни. В 100 м от "перевалки" начинается второй участок пути — он проходит по левому берегу р. Актру, на который пешеходы могут перебраться по мосту — бревенчатому настилу, разрушенному у дальнего конца, поэтому не пригодному для переправы автомобилей — им приходится переправляться вброд. Дорога на этом участке пути чрезвычайно плохая — сплошные валуны и колеи, при этом идет постоянный набор высоты — преодолима только на автомобилях повышенной проходимости, да и те, по правде сказать, жалко.

"Перевалка" — это несколько домиков, 1 из которых — с печкой, аил, баня. Высота 1750 м. Здесь можно переночевать, оставить свою машину и арендовать транспорт (УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131) для доставки в альплагерь. Можно отправить только вещи, а самим прогуляться по очень живописной таежной тропе до долины реки, где она разделяется на несколько рукавов, а там — вдоль реки Актру до альплагеря — всего 8-10 км.

Район уникален обилием долинных ледников, что представляет интерес для ученых-гляциологов, а также многообразием маршрутов для альпинистов при относительно легких и дешевых подходах к ним. Благодаря этим особенностям ущелье стало удобной стартовой площадкой как для спортивных, так и для научных изысканий, и именно здесь возник альплагерь «Актру», который своим образованием во многом обязан М.В. Тронову — известному гляциологу и альпинисту. Именно он основал в ущелье гидрометеостанцию, рядом с которой в 1938 г. был организован альплагерь. Он же основал здесь Гляциологический Стационар ТГУ — базу для проведения учебных и научно-исследовательских работ по изучению ледников. В альплагере и сейчас есть «домик Тронова», домики ГМС, стационар функционирует и поныне. В память о М.В.Тронове у подножия ледника Малый Актру установлена мемориальная табличка, а в горно-ледниковом массиве есть пик Тронова и висячий ледник «Троновы штаны».

В довоенные годы альплагерь подготовил свыше 2000 значкистов и 30 инструкторов. Возобновил свою работу в 1953 г. и вплоть до 70-х годов был основной спортивной базой для массовой подготовки альпинистов в Сибири. В 1970 году альплагерь был официально закрыт, но спортивные группы алтайских альпинистов продолжали совершать восхождения, проводить сборы, обучать молодежь. С 1993 г. на территории альплагеря работает Поисково-Спасательный Отряд МЧС Республики Алтай. Имеется дальняя радиосвязь, возможность вызова вертолета.

В настоящее время альплагерь Актру — лагерь круглогодичного действия. Несмотря на стремительное развитие туристической инфраструктуры он, по-прежнему, остается, практически, единственным пристанищем для туристов в этом районе.

«Старая» его часть (или «нижний» лагерь) расположена в лесу на левом берегу реки. Это несколько домиков, принадлежащих ГМС, ПСО МЧС РА и Стационару ТГУ (в том числе, домик Тронова), часть которых используется для размещения туристов, стационарные палатки (5-местные, на деревянном каркасе, с «буржуйками» для обогрева в холодную погоду), баня. Кроме этого в лесу — много мест с костровищами для установки собственных палаток. Питание для туристов организуется в «столовой» (летом — в брезентовом шатре, зимой — в большом теплом бараке стационара ТГУ).

Здесь же в лесу установлены памятники альпинистке Галине Афанасьевой (в память всех погибших в этом районе альпинистов) и сибирякам-сноубордистам, разбившимся на вертолете в 2002 г. при попытке достичь Актру.

«Новая часть» («верхний» лагерь) — чуть выше по течению, на правом берегу реки, куда можно перебраться по деревянному пешеходному мосту. Там, вокруг небольшого озерца под названием «Сачки» расположились несколько двухэтажных благоустроенных коттеджей круглогодичного размещения общей вместимостью 20 мест, есть баня. Это территория Альпийского Центра «Актру» (томская фирма «Промальп»).

Сотовая связь в ущелье есть и для МТС и для Билайн, не везде устойчивая, но при достаточном усердии места с приемлемой связью можно найти.

Район Актру интересен всем любителям активного туризма, не слишком требовательным к комфорту, недостаток которого с избытком восполняется впечатлениями, полученными от увиденного и пережитого.

Для профессиональных спортсменов — альпинистов и туристов — это большой выбор маршрутов разнообразных как по технической сложности, так и по ландшафту (ледово-снежные, скальные, осыпные) в любое время года. Здесь есть все классифицированные маршруты для альпинистов, много еще не классифицированных.

Для любителей экстремального катания на горных лыжах и сноубордах — это снежные склоны в любое время года (правда, без подъемников и проложенных трасс).

Для туристов, не имеющих специальной спортивной подготовки — это прекрасная возможность увидеть красоты, обычно доступные лишь профессиональным горновосходителям — из альплагеря можно совершать радиальные выходы на ледник Большой Актру, к высокогорному Голубому озеру, на ледник Малый Актру, на Купол Трех Озер в сопровождении инструктора или без него. Желающие могут пройти курс начальной альпинистской подготовки под руководством профессиональных альпинистов.

Даже просто пожить несколько дней здесь, в долине, среди лиственниц и кедров, в окружении снежных гор, подышать горным воздухом, полюбоваться на эдельвейсы, цветущие по берегам Актру, засыпая под нескончаемый разговор речных струй и грохот далеких камнепадов (которые, кстати, нередки в этих относительно молодых по геологическим понятиям горах) — это просто счастье для утомленных суетой жителей мегаполисов.

 

Описание маршрута

 

1-ый день отъезда. 3.05.2011г., Новосибирск – Майма, автопробег за день 460 км.

По плану это был корпоративный выезд сотрудников People Group. Но поскольку не все смогли поехать в силу разных обстоятельств, решили взять 3-х путешественников, не имеющих отношения к нашей компании, но хорошо нам знакомых – Татьяна (моя лучшая подруга), Юлия – путешественник со стажем, Галина Витальевна – крестная мама Романа (хорошо нам знакомого путешественника, гитариста и просто хорошего человека). 

Моя «пятнашечка» с утра начала меня немного настораживать – не сразу завелась, пришлось хорошо погазовать, чтобы не заглохнуть, а при езде по городу постоянно было ощущение, что не хватало мощности двигателю. Для меня это первая поездка без моего личного механика – любимого мужа Игоря, с которым мне всегда спокойно, ведь он может много чего починить в дороге, а у меня такого опыта нет, поэтому на душе у меня ооочень неспокойно, да тут еще такое поведение 15-ки! Но решаем все же отправиться в путь, несмотря на эти тревожные сигналы. По мнению Игоря, серьезного ничего не должно произойти за такое расстояние, а по приезду он уже сам разберется, в чем дело…

Старт был обозначен на 16-00 во вторник 03 мая. Немного подумав накануне, решили выехать в районе 13-00, чтобы успеть посмотреть засветло первые достопримечательности Горного Алтая. Начали сборы рюкзаков и людей с 12-30, в конечном итоге выехали все же в 16-00. План есть план! J Интересно, если бы не возникла идея выехать раньше и начали бы сборы в 15-00, во сколько бы стартовали? Экипаж Андрея стал экипажем «People Group»: Андрей, Марина с Мишей, Оля и Юля. Позже в ходе поездки, после «опыления» автомобиля, по бокам и сзади появились соответствующие надписи… Мой экипаж был сборным – я, Таня, Галина Витальевна и Юлия. Нам предстояло познакомиться друг с другом и стать единым экипажем за эту поездку.

Подъезжаю к подъезду Галины Витальевны и вижу картину, от которой становится немного жутковато: стоит хрупкая женщина, а из-за нее выглядывает рюкзак в 2 раза больше нее самой и рядом огромная квадратная сумка… Как выяснилось дорогой, Галина Витальевна не знала, что нам предстоял пеший переход с рюкзаками от перевалки до Альп.лагеря, а еще она очень боялась, что там очень холодно и набрала много теплых вещей…. Размещаю рюкзак в багажник, после чего свободного места в нем уже не остается. Сумку ставим в салон, она занимает место одного пассажира сзади. С единственной мыслью о том, как разместить остальных со своими вещами в легковой машине, отправляюсь за Татьяной. Поднимаюсь до квартиры Татьяны, чтобы помочь донести вещи и вижу в коридоре большой квадратный чемодан, который бы точно уже не поместился в машину. К счастью, Татьяна – свой человек, поэтому мы с легкостью решаем проблему – достаем из чемодана вещи и в пакетах и несем все к машине. Пакеты довольно хорошо размещаются вокруг рюкзака Галины Витальевны и в 14-38 мы отправляемся до места встречи со второй машиной – в Академгородок, к дому Марины.

По пути в Академгородок останавливаемся на 10 минут на Бердском шоссе, чтобы купить свежевыпеченный хлеб и пару снеков, поскольку мне и Андрею пообедать не удалось, а впереди дальняя дорога.

Немного спустя, приезжает экипаж People Group с Юлией, которая должна пересесть ко мне. Марина выкатывает свой чемодан на колесиках, который размещается у Андрея. Андрей наводит порядок в багаже, предварительно все выложив. Вещи Юлии также размещаются у Андрея, т.к. резерв моей машины закончился при загрузке Таниных вещей. «На дорожку» заходим домой к Марине, чтобы без остановок ехать по трассе. Все занимают места, согласно купленным билетам, проверяем рации и в 16-20 отправляемся в дальний путь. УРА! Отдых начинается!!!

 

  

 

Татьяна – штурман экспедиции – отмечает практически каждое событие и почти все города и поселки по мере их достижения.

16.26 Бердск (16.32 Вокзал Бердска)

16.45 Искитим

17.42 Алтайский край

16.5. Линёво

____ Черепаново

____ Тальменка

____ Сибирский

____ Первомайский

____ Новоалтайск

____ Налобиха

19.26 Троицкое

20.00 Бийск

____ Сростки. Остановка по желанию Андрея – традиция покушать блинчики у местных хозяек и отдать дань памяти Шукшина. Остановка была очень кстати, - пора уже размяться, сходить в туалет и немного передохнуть. Выходим из машин, на площадке малолюдно, поэтому на нас прямо-таки «набрасываются» голосистые колоритные женщины. Одна женщина зазывала даже приказным тоном: «Так, Вы на меня первую посмотрели, поэтому идите за блинчиками ко мне!» - железная логика! Даже страшно подходить было словно на растерзание, поэтому мы с начала посетили туалет ресторанчика (за 10 руб.). Уже бесстрашные, купили-таки по блинчику с начинкой. Попили свой чай из термосов и поели вкусные беляши собственного приготовления, слойки с ветчиной. Размялись. На всё минут 40.

 

 

Передохнув, едем дальше.

На протяжении всей дороги довольно много общаемся по рациям – прикольно! Шутили, смеялись, пели песни друг другу, задавали вопросы… Мои рекомендации болтать поменьше не берутся во внимание, т.к. с таким общением ехать очень весело. В результате, к вечеру рация экипажа «People Group» села, следующий день едем без раций, т.к. я не решилась поставить на зарядку рацию на ночь, чтобы не посадить аккумулятор, к тому же нужно было подзаряжать вторую рацию….

____ Алтайский край

21.26 Майма

Привал №1. Нашли место около реки Катунь, при въезде в Майму. Место не очень ровное, поэтому выбираем лучшие места под палатки, а машины размещаем так, чтобы осветить полянку фарами. Все немного уставшие после первого дня пути, поэтому решаем обойтись без полноценного ужина, а просто пьем чай с бутербродами, шоколадом и печеньем. Галина Витальевна достает свои резервы всяческих вкусных травок, из которых мы завариваем разные виды чая – мятный, с чабрецом и просто чай с лимоном. Разводим пионерский костер, хотя найти дрова по темноте не так уж просто, ведь это место довольно посещаемое туристами. Ставим две палатки (синяя и зелёная) и распределяемся по группам для сна. Синяя палатка: Миша, Марина, Анна, Татьяна, Юлия. Зелёная палатка: Андрей Владимирович, Галина Витальевна, Оля, Юля.

 

2-ой день. 4.05.2011г., Майма – Акташ, автопробег за день 360 км.

6.05. Подъём Тани и Ани. Таня проснулась оттого, что замерзла, организм не окреп еще от простуды, поэтому прохладный ночлег мог навредить. Решили встать, чтобы согреться у костра. Но сначала отогреваемся в машине. Умываемся в водах Катуни, ставим вариться воду, разводим костер. Постепенно начинают просыпаться остальные и к 7-00 собираются все возле костра. Готовим правильный завтрак - овсяная каша (правда, быстрого приготовления), собираем палатки, комплектуем вещи и отправляемся к Камышлинскому водопаду.

9.08. Время отправления с Привала №1.

9.25. Водопад «Камышлинский», при въезде в Барангол. Паркуемся на стоянке и все кроме Андрея отправляемся на прогулку к водопаду, через подвесной мост. Андрей, неоднократно посещавший данный водопад, решил уделить время хорошей комплектовке багажа в машине и нанесению фирменной надписи «People group» на борта машины.

 

   

 

 

 

 

  

 

 

 

С водопада возвращаемся в 11.03. Небольшой перекус яблочками и осмотр от клещей. К счастью, всех желающих нас поесть, сразу же обнаруживаем: снимаем одного клеща с волос Юли и одного со спины Галины Витальевны, который уже заполз под свитер. Больше клещей не обнаружилось.

12.00 Камлак

12.10 Черга

12.15 Барлак

12.25 Мыюта

12.33 Шебалино

12.43 Кумалыр

12.50 Топучая

13.13 – 13.30 Перевал Семинский. Остановка по требованию первого экипажа. Фотосессия у стеллы, покупка сувениров. Водители проверяют жидкости, доливают тосол.

 

 

 

13.54 Туекта

13.59 Каракол. Проезжаем монумент славы погибшим в Великую отечественную войну (солдат, на заднем плане которого остроугольная арка-пирамида и по двум сторонам плиты с надписями).

14.03 Шашикман. Проезжаем монумент славы погибшим в Великую отечественную войну (фигура человека в виде стелы, стремящейся вверх; на первом плане памятника слева от фигуры плита с надписью 1941, справа - 1945).

14.07 Онгудай.

14.33 Перевал Чике-Таман с небольшой остановкой на его вершине.

 

 

 

На этом участке и чуть дальше нас постоянно обгоняет бешенный Субарик – то остановится для фотосессии, то потом летит на всех парусах, на каком-то этапе нам даже смешно смотреть на него стало.

15.15 Малая Иня. Уходим с трассы направо, едем по грунтовой дороге вдоль трассы вниз по довольно крутому спуску до подвесного моста.

 

  

 

 

Перед мостом все пассажиры выходят, согласно правилам проезда по мосту, и машины переезжают на другой берег Катуни. Ждем всех пассажиров. Поднимаемся по одноколейной дороге и продолжаем путь вдоль Катуни до протоки.

15.45 - 17.00 Устраиваем прогулку по красивым местам, пьем чай (салат из помидоров, бутерброды с колбасой, чай с конфетами).

 

 

 

 

 

Встречаем семью аборигенов (жена, муж). В их владении дом, сарай, загон и несколько домиков для отдыхающих. А также две собаки (рыжая и чёрная), козы. По Катуни сплавляются три байдарки с флагом РФ, стараемся их подбодрить и усиленно машем всеми руками и ногами. Замечают и машут нам в ответ, приятно J.

 

 

После остановки доезжаем до подвесного моста, высаживаем пассажиров, и налегке проезжаем мост и крутой подъем в гору до трассы. Дожидаемся пассажиров и следуем дальше по трассе.

17.30 Выезд после остановки. Следующим нашим пунктом остановки будет комплекс древних петроглифов. Дорогой нам немного нагоняет страха Юлия, которая уже знает это место и утверждает, словно сторожилой этого комплекса является, мягко говоря, не очень хорошая женщина с наклонностями ведьмы. Рассказала два случая, когда посетители «получали» заряд плохой энергии от нее по разным причинам: один раз прошли без ее ведома, хотя ее нигде не было видно, другой раз не купили что-то, чего она не предлагала. Стало жутковато… Поэтому, психологически мы готовы пропустить этот культурный памятник, если увидим, что нам не особо рады, дабы не нагонять беду на себя.

17.50 Святилище Байлу. «Калбак-Таш» комплекс древних петроглифов. Заезжаем, нас никто не встречает (все как в рассказе Юлии), но чуть позже выходят 2 молодых и с виду довольно хороших алтайца, предлагают провести экскурсию, но мы не готовы тратить 1.5 часа, поэтому платим только за самостоятельный просмотр иероглифов. Довольно хорошим экскурсоводом нам стал Андрей, поскольку он был здесь неоднократно и смог сам прокомментировать историю происхождения петроглифов. А ведьмы так и не было, фу, пронесло!..

 

  

 

 

 

19.20 Чибит

19.25 Акташ. Это последний цивильный поселок с заправками. Заправляю «Ладу», покупаем хлеб, набираем воду. Теперь мы готовы остановиться на ночлег в любом месте, без близости к реке. По пути уже присматриваемся к возможным местам ночлега, чтобы встать засветло. По горизонту уже простираются красивые снежные вершины горной системы. Решаем свернуть с трассы и заехать повыше, чтобы полюбоваться красивыми видами и остаемся на ночлег. Выбрали очень хорошее безветренное место, ставим параллельно машины, а между ними 2 палатки. Сегодня у нас праздничный ужин – варим борщ и гречневую кашу с тушенкой.

 

 

Просто праздник для желудка после двух дней перекусов бутербродами! Вином отмечаем наш удачный ночлег и мечтаем уже о прогулках в алп.лагере Актру. Все, кто здесь в первый раз, пытаются вообразить себе, как выглядят горы, к которым мы отправляемся уже завтра. Здесь то уже такая красота, а что нас ждет впереди! Сидим допоздна у костра, т.к. утром решаем отоспаться перед пешим переходом, общаемся, пьем вино и чай на травках, любуемся «жирными звездами» (как выражается Галина Витальевна). Красота!

 

3-ий день. 5.05.2011г., Акташ - Альп.лагерь «Актру», автопробег за день 200 км, пеший переход 8 км.

Подъем около 9-10 часов. Уже из палатки открывается красивейший вид на горы, поэтому, выходя из палатки, все издают восклицания «Ух ты!» и отправляются на прогулку по ближайшим холмам.

 

 

 

 

 

Разводим костер, Юлия варит очень вкусную овсяную кашу на завтрак. Собираемся, делаем фотосессию на фоне красивого пейзажа и выезжаем на трассу.

 

 

12.17 Выезд на трассу

12.22 Курай

12.30 Кызыл-Таш

Приехали к подножию горы. Небольшой участок пути до перевалки едем без пассажиров – начались серьезные для Пятнашки камушки. Пришлось хорошо просчитывать траекторию движения, чтобы не повредить машины. Подъем стал довольно крутым и остановка в одном месте на подъеме оказалась не очень удачной, чтобы дальше тронуться, пришлось спуститься и немного выровнять машину горизонтально, чтобы задать старт движению. Резковато получилось, но получилось-таки! Сама заехала на вершину подъема, даже гордость заиграла, что справилась, а то уже рации передала сообщение для Андрея, что мне нужна его помощь, а сама через 5 минут уже была на вершине подъема. Ставим машины на стоянку на перевалке и формируем рюкзаки необходимыми вещами. Я собрала небольшой велосипедный рюкзак дома, т.к. знала, что скорее всего мне предстоит нести сборный большой рюкзак. Но всем хватило тех рюкзаков, которые мы выдали, поэтому общим оказался один рюкзак, который предстояло нести Андрею. Так что поначалу я пошла налегке. Солнце хорошо пригревало, поэтому идти было немного жарковато – в теплых штанах (чтобы не укладывать в рюкзак), горных тяжелых ботинках… Мы разбились на две группы: тихоходы – неопытные ходоки Юлия, Оля, Юля, Марина, Миша – отправились первой группой во главе с Юлией, которая знала дорогу. Вторая группа состояла из меня, Андрея, Тани и как позже выяснилось, Галины Витальевны, которая припозднилась к первой группе и не решилась идти вдогонку одна, т.к. по дороге встречались развилки. Дойдя до первой развилки, Галина Витальевна решила вернуться и уточнить маршрут следования, а к тому моменту мы уже были готовы идти. Рюкзак Галины Витальевны был больше нее в 1,5 раза, да к тому же неверно упакованный груз кренил ее в сторону, смотреть было на нее очень жалко, но она как гордая птица сама решила справиться с этой трудностью, ведь свои же вещи несла… Мы с Таней поочередно старались держаться вместе с ней, чтобы она чувствовала хотя бы моральную поддержку. После часа пути ноги у Галины Витальевны стали передвигаться заметно тише и мы поняли, что дальше тянуть просто нельзя. Я сняла свой рюкзак, а Андрей директивно повелел ей снять свой рюкзак и отдать мне. Взвалив на спину рюкзак Галины Витальевны, я продолжила движение, не понимая, как она проделала весь этот путь. С моим рюкзаком Галина Витальевна настолько воспряла духом, что уже предлагала через 20 метров обратно забрать свой рюкзак. Оттого, что тяжесть резко у нее забрали, а усталость уже была довольно сильная, Галина Витальевна, даже с трудом шла по склонам, ноги просто не слушались и на грязевых участках скользили. Бедная женщина! Для меня это тоже был непривычный вес для спины, но я все же молодая и мне в жизни еще предстоит ходить в пешие походы, поэтому я рассматривала для себя это испытание как тренировку. 

 

   

 

Уже в долине вторая группа нагнала первую. Как выяснилось, первая группа шла гораздо тише нашей, т.к. Мишке было очень тяжело идти так долго с нагрузкой. Девочки Юля и Оля тоже мечтали уже быстрее очутиться в лагере… Юлии с таким темпом движения было непросто передвигаться, поскольку сама она довольно выносливый турист и ей приходилось постоянно ждать, а то и возвращаться, чтобы убедиться, что все идут за ней.. Отдохнули немного на лавочках, сфотографировались, набравшись последней в организме бодрости, и выдвинулись в путь на последний участок.

 

 

 

А вокруг становится все более и более впечатляюще:

 

 

Заметили попутку – УАЗик, и Галина Витальевна, переживая всю дорогу, что я несу ее груз, остановила УАЗик и попросила забросить ее рюкзак в лагерь. УРА! Теперь я тоже испытала этот эффект облегчения от тонны груза за спиной. На самом деле, тело не совсем понимает, как можно теперь двигаться без груза и ноги как-то не очень хорошо слушаются J. Через 10 минут в другой попутке (грузовичок с крытой будкой) доехали Миша, Татьяна, Марина и несколько рюкзаков до нижнего лагеря. Мы с Андреем решили дойти-таки пешком последний небольшой участок пути. В итоге пеший переход у нас занял около 3-3,5 часов.

17.00 Пришли все в альплагерь «Актру». Поднялись из нижнего лагеря с вещами.

Все пришли утомленные и как только добрались до комнаты, то просто повалились на кровати, чтобы немного прийти в себя. Некоторые в себя так и не пришли J.

 

 

Галину Витальевну отпаивали в столовой чаем, после чего уважаемая всеми, но очень строгая повар Ирина стала постоянно ругать Андрея за то, что он измучил всех там, где этого не нужно было делать и прозвала его Тираном. Обычно все туристы заезжают с вещами на машинах, а мы пришли по-спортивному – это принцип Андрея, он всегда создает такую нагрузку, чтобы легче прошла адаптация к горам J. Ирина приучила нас к строгому порядку в приеме пищи – проходить всем дружно в строго обозначенное время, т.к. отдыхающих много и нельзя кого-то заставлять ждать. Поэтому мы как штык приготовились к ужину ровно в 19-00.

19.00 Ужин. Очень вкусная домашняя еда. Надо отметить отдельно, что все кто работает здесь – по большому счету – это такие же отдыхающие, как и мы, просто они в горы не ходят, а отдыхают и создают все условия для нашего восстановления после сложных прогулок. При этом, сами они в обычной жизни работают врачами, учителями, а здесь просто проводят свой отпуск, наслаждаясь чистым воздухом высокогорья и готовя вкусную домашнюю еду на завтрак, обед и ужин всем смелым туристам… После ужина мы никак не могли напиться вдоволь чая, такая сильная потеря влаги прошла в организме за этот день!

Быстро идем в баню в отведенное нам время и потом возвращаемся пить чай и петь песни.

20.00 – 21.00 Баня.

21.20 Вечерний чай.

До 3.05 песни (Татьяна, Анна, Анна Михайловна, Андрей Владимирович, Константин, Михаил Владимирович и другие). Из всех певцов, отдельно отличились Андрей с Костей, которые играли и пели привычные нам песни в непривычном стиле J Словами не передать, было весело!

 

4-ый день. 6.05.2011г., Альп.лагерь «Актру», пеший поход к Голубому озеру около 10 км.

8.30 Подъём. Умылись в бане.

9.00 Завтрак строго по времени. На завтрак нам приготовили вкуснейшую пшенную кашу и  испекли очень вкусные воздушные плюшки. Вкусные плюшки нам дали с собой в дорогу, т.к. мы собрались идти на Голубое озеро и к обеду могли не успеть вернуться.

10.30 Отправляемся в путь к Голубому озеру.

 

  

 

  

 

 

Юлия всегда вставала раньше всех и до завтрака уже успевала совершать небольшую прогулку. После прогулки этим утром Юлия сообщила, что погода не очень хорошая, идет снег и ветер и нужно одеваться потеплее. Мы довольно тепло одеваемся, обильно мажем лицо кремом от загара, да еще и одеваем белые маски для лица, т.к. все девчонки очень боятся ожога кожи лица от яркого горного солнца. На первых километрах становится ясно, что с одеждой мы переборщили – солнышко поднялось, стало сильно припекать, активная ходьба по горной местности – пот стал литься ручьями, а вся энергия куда-то испарилась. Снимаем кофты, подвязываем на пояс, майки к тому моменту становятся мокрыми насквозь.

 

 

 

Продолжаем путь. Сегодня Оля и Юля настолько легко стали ходить, что ни на шаг не отставали от Юлии. Миша с Мариной и Андреем стали все больше и больше отставать, поскольку темп движения у Миши, конечно, не такой высокий, как у остальных, но при этом он, безусловно, молодец и довольно хорошо прогулялся. Часа через 1,5 Миша решил выше уже не подниматься, а немного отдохнуть, погулять и идти обратно с мамой Мариной. Андрей стал нагонять впереди идущих. Сначала догнал нас с Таней, а потом с Юлией Олей и Юлей мы встретились уже у Бараньих лбов – так называются две черные крутые каменистые скалы, вдоль которых находится подъем наверх к Голубому озеру.

 

 

 

Юлия проходит чуть дальше тропы, и затем приходится возвращаться, делаем небольшой привальчик, чтобы дождаться всех. Принимаем солнечные ванны и набираемся сил для предстоящего подъема.

 

  

 

Отправляемся вверх по довольно крутому подъему, который пролегает как бы в ущелье. Идем себе спокойно друг за другом, как вдруг послышался звук падающего большого камня. Я поднимаю голову в сторону идущих впереди (чаще всего камни получают импульс падения от пеших) и инстинктивно на шаг отхожу ближе к отвесной стенке горы. От увиденной далее картины становится жутковато всем: камень слетел с вершины отвесной горы и приземлился в 1-2 метре от меня. Камень был довольно внушительных размеров, страшно было думать о возможных вариантах исхода данной ситуации… После этого случая мы избрали тактику преодоления опасного участка перебежками: один смотрит на вершину скалы, две быстро преодолевают опасный участок. К счастью, больше ничего опасного для жизни не произошло. Поднимаемся по каменистой тропе и впереди нас ждет красивый затяжной участок заснеженной тропы. Стараемся идти нога в ногу – так легче. Я периодически смотрю наверх и всегда кажется, что вот еще маленько поднимемся, и все, а после некоторого пути на горизонте появляются все новые и новые участки пути наверх...

 

 

14.20 Вершина на «Голубом озере». Само голубое озеро застыло. Как говорят, после землетрясения вода значительно убыла, поэтому небольшое количество воды стало перемерзать зимой. Здесь у озера находится домик гляцелогов. Также эта точка является местом ночлега и отправной точкой маршрута на Большой Актру.

 

 

 

Делаем небольшую экскурсию в домик и выходим на солнечную полянку, чтоб попить чай со сладостями. Андрей даже угощает всех ромом на травках. Даже Татьяне, нашему самому трезво-ведущему образ жизни, ром понравился – мгновенно разогревает грудь. Кайф! На прощание делаем фотографии. Юля не очень любит фотографироваться, но здесь были сделаны такие интересные олени из снежных кирпичиков, поэтому приглашаем Юлю попозировать с ними, но она лишь успевает к ним подойти и они легко ломаются и разваливаются, как только Юля прикасается к ним J.

 

 

 

Эх, некрасиво получилось, чтобы нам не было стыдно, быстро начинаем движение обратно. Обратно все шли уже в своем режиме. Юля пошла первая и очень быстро скрылась с поля зрения. Дальше пошли Оля с Юлией и мы с Андреем и Таней.

16.00 Юля вернулась с озера в альплагерь. Могла прийти и раньше, но немного заблудилась при подходе к лагерю, ушла в нижний лагерь, не могла найти мост через реку. Юля, конечно, зря сильно оторвалась от коллектива и одна ушла возвращаться, так в горах не делают, ведь группа несет ответственность за каждого, кто сюда пришел, а вопрос жизни и смерти здесь стоит ребром буквально каждое мгновение, в чем я убедилась сама не так давно, да и достаточно в этом красивом месте находится памятных табличек с именами.

16.20 Все возвращаемся с озера.

Уже такой любимый нами повар Ирина увидев нас, решила накормить нас поздним обедом. Поэтому сегодня у нас получился праздник живота: поздний обед, следом баня и сразу ужин!

18.00 -19.00 Баня.

19.00 Ужин.

После ужина все остаемся в гостином зале, чтобы встретить участников восхождения на сложные вершины с ледниками категории 2Б в районе Большого Актру. Среди участников 12-летняя Маша, которая почти впервые находится в горах. Самые бурные аплодисменты достались, конечно, ей. При этом все остальные участники тоже были довольны своим успешным походом и нашей теплой встречей.

До 3.00  Вечернее чаепитие становится нашей традицией, т.к. хорошая компания, песни, желание постоянно пить чай. На ночлег каждый уходил по мере появления желания спать. Больше всех любили петь песни Роман, Татьяна, Анна Михайловна, Андрей Владимирович, Константин, Слава, Женя, Маша.

 

5-ый день. 7.05.2011г., Альп.лагерь «Актру», пешая прогулка около 3 км, восхождение на «Учитель» около 8 км.

8.45 Подъём. Умылись в бане.

9.00 Завтрак по расписанию. Плюшек сегодня нет L, но завтрак не менее вкусный. После завтрака свободная программа и подготовка на прогулку в Реликтовый лес. Сегодня не будет сложных восхождений для всех. По желанию, после обеда будет организован поход на вершину «Учитель», но из желающих пока только я и Андрей, остальные хотят немного просто отдохнуть погулять без нагрузок.

11.00 – 14.00 Реликтовый лес. Выходим на прогулку друг за другом по тропинке, а в конце идет Андрей, словно наш «хозяин», по лагерю итак уже ходила хохма про наш гарем, а эта прогулка предоставила еще больше возможностей для шуток, многие знакомые даже специально вышли на улицу, чтобы воочию посмотреть на движение гарема J. Прогулка по лесу неспешная, дышим чистым воздухом, заряжаемся энергией, пробуем сосновую смолу для здоровья и зубов. Кто увлекается этим, получает засмоленные зубы и отсутствие вкуса пищи на ужине, т.к. весь вкус перебивает смола.

 

  

 

   

 

 

 

По заснеженному склону поднимаемся на холм, чтобы осмотреть долину и ледники и прогуляться по вершине холма по курумнику. Юля отрывается вперед и становится самым быстрым ходоком за поездку.

 

  

 

Доходим до замершего озера любви. Раньше оно никогда не замерзало…

 

 

14.00 Обед. Отдых в гостиной комнате. Участники разных групп уже перезнакомились и стали обсуждать общие интересные темы: про другие поездки, свои родные города...

У Юлии сегодня был свой маршрут - она совершила восхождение на Купол через так называемые кулуары. Вот такие виды с Купола:

 

  

 

 

15.00 – 19.00 Не найдя других желающих для несложной, но интенсивной прогулки, я и Андрей решили прогуляться до пика «Учитель». Обидно было бы уехать из этого места, не посетив чего-нибудь новенького, ведь в первый раз, когда я здесь была, мы тоже ходили этими же маршрутами – до Голубого озера и к леднику. Поэтому мне очень хотелось получить новые впечатления и посетить новые точки обзора. Пик «Учитель» находится рядом с началом альпийского лагеря и с его вершины видно все как на ладони – Альп.лагерь, долину, поселок Курай, некоторые другие вершины. Вид очень красивый!

 

  

 

Вернулись очень бодрые и довольные, что не зря потратили время.

19.00 Ужин.

19.30 – 20.30 Баня.

20.30 Чаепитие. Сегодня ровно 10 лет, как здесь произошла большая драма – на вертолете погибли друзья и близкие многих, кто до сих пор сюда приезжает. Им сегодня посвящен вечер памяти. К годовщине трагедии смонтировали фильм, ведь ту поездку снимали с нескольких любительских видеокамер. Фильм интересный, видно было, как все молодые активные ребята радовались каждому мгновению своей жизни, не боялись рисковать, не уставали трудиться, шутили, прикалывались и вдруг… части из них не стало… Жутко после фильма и моментов, когда изображение горнолыжников и сноубордистов просто испаряется на экране. Страшно себе представить, что пережили здесь в тот год те, кто были с ними. Каждый год они теперь всегда приезжают сюда и продолжают кататься, совершают восхождения, словом, продолжают делать то, что в тот год они начали делать вместе.

Весь женский состав пошёл спать в 24.00. Завтра нам предстоит возвращаться домой. Надо высыпаться.

 

6-ой день. 8.05.2011г., Альп.лагерь «Актру» – п. Барангол, пеший переход 8км, автопробег 350км.

7.00 Подъём (Юля, Юлия).

8.20 Подъём (Татьяна, Оля).

8.25 Подъем (Анна Михайловна) J. Умылись в бане.

8.30 Завтрак.

10.00 Вышли с альплагеря на последнюю прогулку в Реликтовый лес.

 

  

 

 

 

По возвращению с прогулки провожаем наших соседей по домику – группу восхождения на Купол. Собираем все вещи, упаковываемся и спускаемся на обед.

12.10 Обед.

12.50 Построение перед домиком. Фотографии на память.

Выходим партиями. Сначала Анна Михайловна, Марина, Оля, Юля. Чуть позже Андрей Владимирович. Все вещи мы загружаем в машину с водителем дядей Сашей, вместе с ними едут «больные, пожилые, молодые и слабые» Юлия, Галина Витальевна, Татьяна, Миша. Марина, Оля, Юля, Анна Михайловна и Андрей Владимирович идут пешком.

 

   

 

 

 

Пеший путь занимает около 4-х часов. Наслаждаемся прогулкой по лесу, кушаем ягодку, отслеживаем следы медведя...

 

 

За это время наши «пожилые-молодые» интересно общаются с водителем дядей Сашей, которые работает здесь уже много-много лет. Миша, пользуясь моментом, пробует технику в качестве водителя – «серьезный мачо!».

 

 

 

Его женой стала приехавшая однажды сюда туристка, которая не была замужем к своим 37-40 годам, видимо, такая поездка и лично дядя Саша изменили ее приоритеты  в жизни и теперь они воспитывают уже двоих ребятишек, а ведь дяде Саше уже за 50! Оказывается, он лично знал молодую женщину, которой установлен памятник, она была одной из первых, кто погиб в этих местах. Была преподавателем, часто приводила сюда ребятишек в походы. ДядяСаша отлично знал семью: троих маленьких детей, мужа. Он лично забросил ее со школьниками в Альп.лагерь в субботу и обещал ее мужу привезти ее во вторник. Обещание выполнил, но привез ее мужу погибшей – оступилась при спуске. Такая была трагедия для мужа! трагедия для всех! Когда мы услышали эту историю, мурашки по коже побежали. Таких историй это место знает очень много, о чем свидетельствуют металлические таблички на каменистых стенах гор. Но они не останавливают людей, только еще больше будоражат кровь и словно делают вызов «А ты справишься?». В горах не принято говорить «победить» или «покорить» гору, эти слова часто хочется сказать при хорошем походе. Горы уважают, им поклоняются, на них «восходят» и говорят им спасибо за такую предоставленную возможность. Спасибо горы, за прекрасные прогулки и успешные восхождения в этот раз. Спасибо! До новых встреч!

15.45 Дождались наших, расстались с дядей Сашей. Выехали уже на своих машинах, немного с грустью, что самое интересное уже закончилось.

Через час останавливаемся пополнить резервы питьевой воды (Анна Михайловна). Помыли котелки и поварёшку (Галина Витальевна). Поварешку, как позже выяснилось, благополучно оставили J, по приезду были небольшие проблемы, т.к. поварешка была домашняя, красивая, дорогая, купленная Таниной сестрой, а она у нас уж очень трепетная к своим предметам… Этот случай заставил меня принять решение не брать чужие дорогие сердцу или просто дорогие вещи в дорогу. Спустя полчаса дальнейшего следования, понимаем, что мы как-то заблудились. Андрей Владимирович стал ездить по полям в поисках дороги через реку и кусты, мы ждали команды. Через некоторое время по рации прозвучала команда: «Приезжайте вытягивать, мы застряли!». Да уж, такую команду мы точно не ждали J. Приехали, близко подъезжать не стала, пробую сдать задним ходом, чтобы передние колеса остались на сухой дороге, но как только пересекаю безопасную для себя зону, тут же это чувствую, что соваться дальше не стоит, и пока не поздно быстренько оттуда выезжаю. При всем желании вытянуть засевшего в саланчаке Харька мне не под силу. Разгружаем багажники, достаем домкраты, лопату, все остальные носят камни, досточки для подкладывания под колеса. Харек сиди на пузе, не откопаться…

 

 

 

 

 

Тут нас осеняет, что мы можем вызвать помощь! И что это мы раньше не подумали J. Дозваниваемся до Олега – хорошего знакомого Андрея с поселка Курай, обещает приехать минут через 30-40. Делаем чай, перекусываем, балдеем. Жить в степи не очень хочется, ни кустика, ни воды, поэтому постоянно глазеем по сторонам в поисках машины Олега… Итого провозились здесь часа два.

 

 

 

18.40 УРА! Мчится УАЗик Олега. Олег достает металлический трос и пробует тянуть Хорька. Все наблюдаем в стороне, снимаем на видео, болеем и громко поддерживаем морально: «Давай!, Давай! Даааваай!!!!». Трос лопается, Хорек остается на месте. О-о. Олег завязывает трос, попытка номер два с разгончиком. И на этот раз все успешно! Радость не знает границ: «УРА! УРААА!». Спасибо Олегу, сами бы точно не откопались, а машины здесь проезжают крайне редко.

 

 

 

 

 

  

 

А вокруг нас вот такие красивые виды:

 

 

 

19.00 Кызыл-Таш.

19.24 Курай. Проезжаем монумент славы погибшим в Великую отечественную войну (солдат коренастого телосложения).

19.27 Выезжаем на трассу.

20.04 Акташ. Начинает накрапывать дождь. Решаем ехать дальше, чтобы убежать от дождя и встать посуху, а дальше дождь только увеличивается и даже начинается снег. Решаем ехать, пока едется и искать цивилизованный ночлег. Моя 15-ка начинает себя странно вести: не хватает мощности при дороге в горку, скорость сильно снижается, темп движения замедляется. Думаем, что причина – плохой бензин. Я все же сомневаюсь в этом, поскольку мы часто с Игорем заправляемся на той заправке и никогда проблем не было, тем более 15-ка не капризная в отношении топлива…

Так мы едем-едем-едем, а тем временем уже наступила ночь и глаза начинают слипаться.

2.00 Барангол. Видим вывеску «Домик. Комнаты в аренду. Телефон: …» Андрей дозванивается и мы сворачиваем на ул. Восточная, 9. Таборимся все в 1-ой комнате, кто на кровати, кто на раскладном кресле, остальные на полу в спальниках. Свободного места в комнате практически не осталось. Сейчас нам главное – тепло и крыша над головой. Все уставшие, готовим спальные места, устраиваем очередь в ванную, чтобы умыться и все кто хочет кушать, собираются на кухне. Татьяна, героически-стойкий человек, готовит лапшу-суп с тушёнкой, Марина помогает с посудой, больше ни у кого сил нет. Чай, глинтвейн, пряники и печенье. Кушаем и валимся по своим местам.

 

7-ой день. 9.05.2011г., Барангол – Новосибирск, автопробег за день 650км.

7.40 Подъём. Разбудил нас ворчливый голос пожилой хозяйки дома, которая не ожидала увидеть такую концентрацию людей в одной комнате, хотя, когда мы заходили ночью, никаких вопросов у ее дочери, которая нас пустила и рассчитала, не возникло. Завтрак. Татьяна по-вчерашнему вкусно приготовила лапшу-суп с тушёнкой. Попили чай, пряники и печенье.

8.40 Собрались. Грузим вещи по машинам. Я начала заводить 15-ку, она не «схватывает», пробую несколько раз, прокачиваю газ, не помогает, вернее помогает, но только чтобы завестись и тут же глохнет. Андрей просит дать ему место, сильно прогазовывает, заводит не бросая газ. Машина тарахтит, пыхтит, «пукает» и всякое такое, вобщем ей очень плохо. В таком состоянии выкатываемся со двора не очень гостеприимного дома и стоим еще несколько минут, чтобы прогреть 15-ку. Наконец, немного разрабатывается и начинает работать более-менее стабильно.

8.49 Выезд. Скорость 15-ки заметно упала по сравнению со вчерашним днем, едем 30-40 км/ч. Такими темпами домой можно добираться несколько дней. Андрей ворчит в рацию, что я не стараюсь, не жму педаль газа, что надо ее постоянно прогазовывать и что виной этому – некачественный бензин. Правая моя нога, усиленно давя на педаль газа, наработалась в тот день с лихвой!

9.10 Усть-Муны. Покупка сувениров на память.

 

 

9.16 Скорость стала падать еще больше. Андрей решил сам испытать 15-ку. Меняемся машинами. Андрей разгоняет 15-ку за счет переключения на скорости и развивает скорость до 60-ти км/ч. Хоть немного побыстрее. Рекомендует ехать именно так, чтобы не сбавлять темп. Так едем до Манжерка. Останавливаемся с целью поиска СТО или местных механиков. На закрытом СТО подсказывают адрес местного механика – Володи, едем к нему. Долго рассказываем симптомы, он лазит под капотом и тоже склоняется к плохому бензину. Я же внутри чувствую, что не в этом дело или не только в этом. Меняем свечи, делаем круг почета, не помогает. Отправляют заправиться АИ-98, чтобы повысить качество питания машинки и за бутылочкой уксуса, чтобы что-то там прочистить. Сомневаюсь в решении с уксусом, но все же следую настоятельному совету, Игорь недоступен, других спецов рядом нет. Уксусный мастер Володя заверил, что так все на СТО прочищают машину – самый эффективный способ! Сам он давно уже не ремонтирует отечественный автопром, все больше иномарки. Ну и жизнь в деревнях и селах пошла! а говорят, плохо живем…

Что ж, все что мог сделать Володя, сделал, выбора нет, едем дальше. Машина стала ехать чуть поживее, но все же не так, как раньше. Как мы ехали эмоционально – нужно было просто видеть. Любую горку ждали как счастье, я пыталась раскачегарить газ, а Таня подгребала книжками, словно крыльями, вместе кричали «Давай! Давай!» Навеселились и намучались. Галина Витальевна ехала молча, видимо, боялась сбить наш темп и задор. Юлия тоже молчала, но как мне показалось, по другой причине – видимо, вся эта ситуация ее немного поднапрягла, но деваться было некуда. Так проезжали поселки за поселками.  

10.45 Соузга.

10.47 Рыбалка.

10.51 Дубровка.

11.01 - 11.08 Майма.

11.17 Выехали из Долины Свободы.

11.27 Старая Суртайка.

11.31 Быстрянка.

11.38 Берёзовка.

11.48 Сростки.

11.50 – 12.30 Кафе «Калина Красная» (гостиница, кафе контактные тел.: 8-903-996-98-18; 8-903-991-76-26) Останавливаемся на полноценный обед.

 

 

 

12.41 Полеводка.

12.48 Верхкатунское.

13.00 – 13.14  Бийск.

13.57 Скорость машины «Лада» равна 20 км/час.

Харек уезжает вперед до Тальменки, чтобы заказать кофе.

16.00 Тальменка. Пьем кофе, все утомились от медленного движения. Набираемся сил на последний рывок до дома. Оля в Харьке хочет выйти в районе Черепаново, поэтому договариваемся, что Харек едет вперед, чтобы завести Олю, а мы едем своим темпом.

17.26 Заправляем 15-ку, после чего она едет еще медленнее. Через несколько минут встаем, потому что так ехать просто нельзя. Звоню Игорю, согласно подсказкам бортового компьютера, которые я ему диктую, он предлагает поменять свечной провод. Встаем над капотом и начинаем операцию.  Тем временем нас потерял экипаж Харька и поэтому решил вернуться в поисках нашей машины. Провож поменяли, но ничего не изменилось. Харек берет на буксир 15-ку, а навстречу нам выезжает Игорь с Алисой на Ниве.

20.00 Встречаемся в районе Академгорода и дальше буксирует меня Игорь на Ниве. Берем с собой Таню, чтобы она с Алисой сидела, едем до гаража. За 10 минут Игорь исправляет неполадку, оказывается дело было в датчике массового расхода воздуха(ДМРВ). Он его просто отключает и машина работает в своем обычном режиме и ездит с хорошей скоростью. Так было жалко, что целый день мучили машину и себя, когда ремонт такой быстрый оказался. Обидно как-то...

Вот так закончились наши забавные приключения в этот раз. Все остались довольны, ведь поход в снежных горах оставляет только приятные воспоминания! А мы в этот вечер еще и на салют в честь Дня победы съездили. Хорошее окончание поездки, с фейерверком J!

 

Категорийные участки

 

Дорога от поселка Курай до перевалки.

Сложная для движения автомобиля дорога. Наличие больших камней на проезжей части, крутизна подъемов, заболоченные места, броды через речки. Для легкового автомобиля дорога является труднопроходимой, поэтому многие оставляют свои машины на хранение в поселке Курай.

 

Оснащение

Экипаж и транспортные средства были полностью подготовлены для автономного существования в срок до 3 дней.

 

Подготовка транспортных средств:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены.

– Автомобили укомплектованы расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок.

– Дополнительный запас топлива в объеме 20 литров.

 

Подготовка экипажей:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 3 дня автономного пребывания.

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды.

– Расширенная медицинская аптечка.

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса.

 

Выводы и рекомендации

   

Долина Актру восхищает своим величием и красотой! Для многих из участников поездки, это было первое знакомство. Для меня – это вторая поездка, которая открыла новый перевал Учитель. Интерес этого перевала заключается в довольно сильной крутизне подъема и обзоре на всю долину Актру, даже видно поселок Курай. Остальные перевалы, наоборот открывают новые горизонты за пределами долины. Сложных восхождений с веревками и кошками на этот раз не было, но интенсивность и сложность пеших прогулок позволила хорошо потренировать мышцы и силу воли. Хорошо отдохнули душой и потренировали тело! Впечатлений теперь хватит надолго. И вместе с этим по-прежнему интересно вернуться сюда вновь для покорения новых вершин.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru