Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Мультинские озера, тропа Тюнгур-Иня, р. Куба, оз. Телецкое. 2009

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Алтай.

Протяженность маршрута – 2500 км.

Сроки проведения – 29 августа - 5 сентября 2009

Продолжительность – 8 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Бийск – с. Солонешное – г. Усть-Кан – с. Тюнгур – с. Мульта – г. Усть-Кан – д. Ильинка – г. Черга – с. Чемал – г. Горно-Алтайск – с. Артыбаш  – д. Яйлю – г. Турочак – г. Бийск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – Nissan Terrano

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, врач

3

Ситникова Вера Александровна

Турист

4

Ситникова Алиса Игоревна

Турист

5

Крохмаль Татьяна Глебовна

Фото-видео оператор, повар

 

Общие сведения о районе похода

 

Тропа «Тюнгур-Иня»

Тропа Тюнгур-Иня, известная так же как "Катуньская тропа", много лет считается классикой российского мототуризма. Прорубленная на десятки километров в скале над бушующей Катунью, тропа использовалась в советское время в качестве скотогонного пути из Монголии. В некоторых местах сохранились укрепленные обрывы и выложенные из камней перила.

После второй мировой, пленные немцы под руководством некоего инженера рубили в 30-60-градусном склоне, так называемую "копанную дорогу" на высоте примерно 300 метров над уровнем реки, чтобы соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район автомобильным сообщением. Однако госкомиссия приняла решение расстрелять инженера руководившего стройкой, поскольку "копанная дорога" даже сразу после постройки была слишком экстремальна для движения автомобилей.

С тех пор прошло 60 лет. Рубленные полки над бурлящими порогами Катуни местами обвалились, а "копанная дорога" осыпалась так, что сейчас пригодна лишь для коней.

Были проекты сделать из тропы автодорогу и ее даже успели нанести на автомобильные атласы. Но эти планы не сбылись. Многие заезжие автомобилисты зарились на "короткий" путь от Чуйского тракта до Тюнгура, но тщетно…

Тюнгур - стартовая точка для большинства покорителей горы Белуха (4506м - высочайшая точка горного Алтая), от Тюнгура стартуют водные маршруты по сложнейшим порогам Катунской трубы. Тропа Тюнгур-Иня считается маршрутом высшей категории сложности для вело и мото туристов. Этот маршрут хорошо известен и любим туристами со всей России и Европы, и не зря. Эти места по праву считаются одними из самых живописных на Алтае.

 

Мультинские озера

Мультинские озера - это группа озер ледникового происхождения, два из которых - Нижнее и Среднее - объявлены памятниками природы. Верхнее входит в состав Катунского заповедника. Озера находятся на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай.

Река Мульта протекает по сравнительно неглубокой долине северного склона западной части Катунского хребта. В долине реки Мульты находятся Мультинские озера, к которым относятся: Верхнее, Среднее и Нижнее Мультинские.

Верхнее Мультинское озеро расположено в верхней части долины,  на высоте 1920 м. Происхождение озера - моренно-подпрудное. Длина озера - 800 м, максимальная ширина - 240 м, средняя - 166 м, протяженность береговой линии - 2040 м, площадь -132700 кв.м. Максимальные глубины доходят до 47 м в южной, приближенной к центральному гребню хребта, конце озера.

Большая часть северной половины озера имеет глубину менее 10 м.  Цвет воды молочно-зеленоватый. Прозрачность воды около 2 метров. Вода в озере холодная - ее температура в летнее время от 9,2 градусов на поверхности до 4,6 градусов - у дна. Котловина озера сильно камениста, берега поросли кедровым лесом.      

Среднее Мультинское озеро расположено приблизительно в 5 км от Верхнего Мультинского озера, на высоте 1740 м. Форма озера близка к вытянутому в меридиональном направлении прямоугольнику. Длина озера - 1990 м, максимальная ширина озера 730 м, средняя - 533 м, протяженность береговой линии - 5370 м, площадь - 1059000 кв.м. Максимальные глубины находятся в центре озера и доходят до 18,4 м.

У северного и южного берегов становиться мельче. Цвет воды молочно-зеленоватый. Прозрачность воды 3,7 м. Температура у поверхности 13,5 градусов у поверхности, 7,6С - у дна. Берега озера крутые с абсолютными высотами 2500 м. К озеру спускаются многочисленные осыпи (некоторые задернованы), размеры обломков которых достигают 1м. в поперечнике. Небольшие снежники дают начало многочисленным ручьям, которые питают озеро.

Северное побережье образовано плотиной озера, состоящей из больших почти обнаженных камней, с редкими деревьями. В настоящее время плотина озера в значительной мере размыта, вытекающей из озера Мультой, которая через 100-150 м впадает в Нижнее Мультинское озеро. Этот участок реки часто называют "Шумами" из-за сильного шума, который создает река текущая среди огромных камней.

Нижнее Мультинское озеро является последним из цепочки озер Мультинского каскада. Она расположено в 100-150 м к северу от Среднего Мультинского озера на высоте 1710 м., т.е. на 30 м ниже Среднего. Форма озера также близка к прямоугольнику, но по своим размерам оно превосходит и Верхнее и Среднее озера. Длина озера - 2370 м, максимальная ширина - 900 м, средняя - 657 м, протяженность береговой линии - 6570 м, площадь - 1557000 кв.м., максимальная глубина - 21,5 м.

Около 80% площади озера находятся в областях глубин более 15 м. Цвет воды зеленоватый. Температура в летнее время у поверхности прогревается до 15,4С. Западное и восточное побережье озера каменисты., но в значительной степени задернованы и поросли мхом. Северный берег низменен и незначительно превышает поверхность озера, Эта сторона является остатком древней, сильно разрушенной морены.

В Мультинских озерах водится хариус. В близлежащих лесах можно встретить марала, который в летнее время мигрирует на субальпийские и альпийские луга, медведя, соболя и других охотпичье-промысловых животных.

 

Телецкое озеро

Телецкое озеро - самое большое озеро Алтая и одно из крупнейших озер России. Максимальная глубина озера составляет около 330 метров. Это позволило озеру занять почетное 25 место среди самых глубочайших озер мира!

Название озера происходит от алтайского племени телеутов. Это озеро часто называют младшим братом Байкала. Также как и Байкал, озеро очень глубокое, вытянуто между гор и имеет гораздо большую длину, чем ширину, в него впадает множество рек и ручьев (около 80), а вытекает только 1 река - Бия.

По-алтайски Телецкое озеро называется Алтын-Коль, что в переводе означает "золотое озеро". По старой легенде, в давние времена на Алтае был голод. Один алтаец имел большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, так и не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, "богатый" бедняк бросил свой слиток в озеро и сам погиб в его волнах. С тех пор на языке алтайцев озеро называется Алтын-Коль - "Золотое озеро".

В настоящее время, несмотря на свою популярность, озеро еще слабо освоено туристами, т.к. широко доступна лишь его северная часть, в районе села Артыбаш, на южную же можно добраться только на лодке или теплоходе, либо на полноприводном авто через перевал Кату-Ярык.

И в этом, безусловно, есть положительные моменты - ведь в силу своей труднодоступности большая часть побережья и окрестностей Телецкого озера не подверглась влиянию цивилизации и сохранила свой изначальный, неизменный тысячелетиями, вид.

Восточная часть Телецкого озера входит в границы Алтайского государственного заповедника, который является основным научным центром по изучению природы Прителецкого района.

В северной части озера находятся туристические комплексы, из которых начинаются многочисленные пешие, водные, конные маршруты по северо-восточной части Горного Алтая. Основные достопримечательности, которые пользуются популярностью у отдыхающих в районе Телецкого озера - это водопад Корбу, водопад Киштэ, Каменный залив, водопады на Третьей речке.

Наполненное горной водой глубокое озеро остается холодным в течение года. В верхней зоне даже в жаркие летние дни вода редко прогревается выше 10°С, поэтому в нем практически нельзя купаться. Но это и не главное - Телецкое озеро словно магнит притягивает к себе тысячи туристов своей неповторимой красотой, таинственностью и загадочностью...

 

Описание маршрута

        

1 день 29 августа: г. Новосибирск – г. Бийск – c. Тюнгур, пробег за день 800 км.

По плану должны были стартовать в 8 утра, но вовремя заметили еще до выезда прокол колеса, в результате задержались в городе, и выехали только в 9 часов.

Без особых приключений, размеренно добрались уже поздно вечером в Тюнгур. Во время пути следования, проезжая мимо, посетили Денисову пещеру. По дороге нас настойчиво преследовал дождь, уже начали расстраиваться, что зря скатаемся. Уже впотьмах нашли базу «Высотник», где и разместились на ночлег на несколько дней вперед.

 

2 день 30 августа: с. Тюнгур – с. Мульта, пробег за день 160 км.

По плану сегодня у нас должен был быть веловыезд по тропе «Тюнгур-Иня», но так как вчера мы приехали и устроились достаточно поздно, решили в этот день не напрягаться и выбрать что попроще, благо дождя уже не было, но дорога была изрядно мокрой и скользкой, в общем малоприятной для велопрогулки.

Поехали к селу Мульта и далее к Маральнику, дальнейший наш путь должен был быть пешеходным до Мультийских озер, но судьба смиловалась над нами, нам повстречались московские туристы, откупившие ГАЗ-66 для их заброски к озерам, и мы, естественно, не упустили шанса попроситься к ним в компанию.

Дорога до озер идет постоянно вверх, по гористой местности, местами заболоченной, даже военной технике в лице ГАЗ-66 она дается непросто, да еще и после вчерашнего дождя. На протяжении всей дороги мы понимали абсурдность нашего первоначального плана пробраться до озер на велосипеде. Даже в сухую погоду здесь его больше придется тащить на себе в гору, чем ехать, зато на обратном пути можно было бы поупражняться в скоростном спуске с препятствиями.

Московские попутчики тоже весьма удивили нас нехарактерным для москвичей поведением: довольно открытые и общительные люди. Еще больше удивили их планы по посещению достопримечательностей Алтая. Имея в распоряжении УАЗ Патриот и две недели сроку в их планах числились действительно самые красивейшие из доступных и порой даже труднодоступных места Алтая: Мультинские озера, Денисова пещера, водопады на реке Шинок, Актру, плато Укок, перевал Кату-Ярык, юг Телецкого озера с Чульчинским водопадом и каменными грибами, и напоследок район Чемала и Каракольские озера. Планы, несомненно, амбициозные.

Добравшись на машине до первого (нижнего) озера, взору открывается великолепнейший вид озера, окруженного со всех сторон горами, с водопадом, наполняющим озеро на другом берегу. Вода в озере кристально прозрачная, с зеленоватым оттенком.

Далее путь ко второму (среднему мультинскому) озеру пролегает вдоль западного берега, идем уже пешим. Тропа проходит по лесу, под ногами в великом множестве попадаются различные грибы, по озеру плавают дикие утки. Красивейшие, завораживающие, нетронутые человеком места.

 

 

 

 

 

Дойдя до оконечности нижнего озера, мы приближаемся к перешейку с каскадами водопадиков, по которым вода переливается из среднего озера в нижнее, разница в высотах между озера 30 метров!

 

 

Вид, открывающийся на среднем озере, еще более завораживающий: здесь в оконечности озера вместо небольшого водопадика, как на нижнем озере, открывается вид на каменную стену с заснеженными шапками горных вершин.

 

 

 

Московская компания продолжает удивлять: оказывается в сумках, которые они брали с собой, совсем не еда, как мы предположили в начале знакомства, а принадлежности для рисования. Девушка учится в архитектурно-художественном институте, и решила запечатлеть красоту здешних мест на холсте с помощью красок, на наш непрофессиональный взгляд ей это удалось очень хорошо.

 

 

Еще одним приятным сюрпризом для нас были множества причудливых строений на берегу, оставшихся после фестиваля, собравшего архитекторов почти со всей страны, здесь они вдоволь поупражнялись в своих навыках, проявили максимум таланта и показали кто, во что горазд.

 

 

 

  

 

  

 

Замечаем первую потерю: на ухабистых дорогах оторвали одну противотуманку, благо заметили вовремя, - висела она уже только на проводах, срезав их ножом, прибираем запчасти в машину.

На базу возвращаемся к десяти вечера.

 

3 день 31 августа: перевал Кузуяк, пробег за день 120 км.

Встав рано утром в шесть часов, по плану я должен был выйти в пеший поход к подножью Белухи, Аккемскому и Кучерлинскому озерам, на весь маршрут планировалось потратить три дня: по одному на дорогу туда и обратно, и один на переход через перевал Каратюрек. Поинтересовавшись на базе о реальности такого плана, он был поставлен под большое сомнение, в этом году только двум опытным инструкторам удалось налегке и в сухую погоду, без всяких вещей подняться за день в полубегущем режиме до Аккемского озера. Учитывая возможность не успеть и перспективу остаться на ночь в горной тайге, без минимального снаряжения идти в одного - идея не из лучших, так что налегке уже не получалось, не большой, но все же рюкзак набирался.

Но судьба видимо, остерегая меня от столь авантюрного плана, решила внести свои коррективы, во время заброски на перевал Кузуяк мы засадили нашу машинку. Толкать двухтонную махину смысла особого не имеет, принялась капать, получилось машину сдернуть с места и засадить ее еще глубже J

 

 

В итоге возвращаемся в ближайшую деревню Кучерла в поисках трактора, найти его получается далеко не сразу, то хозяев дома нету, то трактора поломанные, в итоге за час поисков примерно на седьмом тракторе нам улыбается удача.

Едем на тракторе, вытаскиваем внедорожник, по ходу процесса пару раз рвем трехтонный трос как нитку, но в итоге вытаскиваем все же транспортное средство на свободу.

При спуске с перевала, на сколькой дороге не вписавшись в поворот, ловим бампером хорошую березу. В итоге повреждения: расколотый клык бампера, погнутый кенгурятник, оторванное и уведенное, но целое крыло. Кенгурятник вытягиваем в деревне, заякорившись за столб линии электропередач, крыло подождет до дома.

По дороге на базу чуть не проваливаемся в дырку на мосту, явно не наш день! Вернувшись на базу, отсыпаемся до обеда и далее в свободной программе едем осматривать местные достопримечательности.

Проезжаем вдоль речки Кучерла, где немного отдыхаем на берегу и моем машину.

На берегу, увидев бурную бурлящую реку, у ребенка в глазах появляется одновременно удивление с восхищением. Раньше такого она явно нигде еще не видела и ей речка очень понравилась, судя по бурным эмоциям и угуканьям J

 

  

 

  

 

 

 

 

4 день 1 сентября: тропа «Тюнгур-Иня», пробег за день 70 км.

В прошлом году, заезжая со стороны сел Иня и Инегень, нам удалось пройти тропу до брода, а точнее до перевала ведущему к броду через реку Казенахта. В этом году стоит задача «добить» этот маршрут со стороны села Тюнгур. Благо за три дня нашего присутствия погода сыграла нам на руку, в отличие от дня, когда мы суда ехали, в эти дни стояла сухая погода без осадков, и тропа ответственно за это время успела подсохнуть.

На автомобиле удается проехать несколько больше запланированного. Мы пересекаем брод через реку Тургунда и еще некоторое время едем пока боковой крен автомобиля не достигает максимальных значений и дорога не превращается в тропу.

Далее уже начинается велосипедная часть маршрута. Сначала тропа резко поднимается вверх на несколько сотен метров, и далее идет высоко над Катунью, по склону горы. Сверху на Катунь открываются великолепные виды.

 

 

Перед рекой Казнахта, немного сбиваемся с маршрута, и нам приходится пробираться сквозь заросший лес вниз по склону к реке. Поднявшись после брода на перевал, мы видим и наш фактически проделанный путь, и тропу, по которой мы должны были идти.

 

 

 

Справа вид на лес, по которому мы спускались с самого верха, до самого низа J

 

Поднявшись на перевал после Казнахты, и спустившись с него, мы оказываемся точно на том месте, где в прошлом году завершили поход по тропе с обратной стороны.

 

 

 

 

На преодоление маршрута у нас ушло три часа, поднявшись обратно на перевал, устраиваем небольшой перекус тушенкой и настоящим французским бренди. И с опережением графика возвращаемся назад к базовому лагерю. По дороге обратно встречаем группу пеших туристов, путешествующих с полуторагодовалым ребенком. При подъезде к машине выбираем верхнюю тропу, она уходит чуть далее нашей стоянки и лишь, потом начинает спуск вниз, мы решаем не ехать по тропе, а устроить авантюрный спуск вниз напрямик к машине!

Сегодня засветло возвращаемся на базу, сегодня нас ждет банька, а завтра путь в другие, не менее красивые места республики Алтай.

 

5 день 2 сентября: с. Тюнгур – п. Карагай – д. Ильинка – с. Чемал, пробег за день 450 км.

Погода словно подарила нам теплые сухие дни во время нашего присутствия в Тюнгуре, так как на день отъезда снова пощел дождь.

С самого утра буквально сразу после отъезда, не доезжая около 50 километров до Усть-Коксы, нас настегает неудача: машина вдруг на ходу глохнет, приняв к обочине, останавливаемся, попытки завестись успехом не оборачиваются. Учитывая что на дороге после дождя множество луж, первое что приходит в голову, что залили воздушный фильтр. Убираем его, освобождаем доступ воздуха к двигателю, в принципе по фильтру не сказать, что он хапнул воду, немного влажный и грязноватый, но совсем не мокрый. Пробуем заводится – нет, дело не в нем. Дальше сбрасываем различные датчики с инжекторного двигателя, может дело в одном из них – опять нет, результат тот же: либо не заводится, либо с трудом заводится и потом либо сама глохнет, либо глохнет при дотрагивании до педели газа. Следующий на подозрении топливный фильтр, но запасного у нас с собой нет, поездка предполагалась без экстрима, и набор запчастей и инструмента у нас минимальный.

Начинаем ловить машину, чтобы дотянуться до Усть-Коксы, хоть там и вряд ли есть квалифицированные сервисы, кое-какие запчасти все же найти наверняка получиться. На помощь останавливается небольшой грузовичок, пока он нас тянет, на нейтрали получается завестись, машина снова казалось бы работает нормально. Доехав до Усть-Коксы, нас оставляют рядом с местным СТО, которое впрочем, не внушает доверия, но главное здесь есть магазин, рассчитывать на то, что здесь есть запчасти на японский автомобиль – наивно, покупаем в запас топливный фильтр от обычных жигулей.

Некоторое сомнение вызывает еще качество топлива залитого в бак на последней заправке, но сливать почти полный бак, около 60 литров бензина слишком расточительно и  кощунственно, решаем бенз не трогать.

Коль машина заводится и едет нормально, снова продолжаем дальнейший путь, но отъехав несколько километров от города посреди перевала опять глохнем с теми же симптомами. На месте меняем топливный фильтр на запасной, но при попытке завести машину выясняется что фильтр сухой, бензин не поступает, значит можно уже с уверенностью говорить о неисправности бензонасоса, это уже серьезная поломка. Разворачиваем машину, спускаемся с перевала, и снова ловим попутку до Усть-Коксы. Нас привозят уже на другое СТО, правда, как назло, там обед до двух, а время в аккурат начало второго, но выхода нет – будем ждать.

Не теряя времени, выясняем ситуацию с жильем на месте, так как вполне вероятно, что нам придется здесь несколько задержаться, судя по имеющемуся к машине руководству по ремонту, для доступа к бензонасосу нужно снимать топливный бак. Пробуем это сделать сами, но не получается и инструмент не тот и болты уж шибко прикипевшие.

Дождавшись двух часов, на СТО так никто не появился, выяснив у соседних со станцией местных жителей, что станция уже пару дней как не работает, снова тянем машину на станцию на въезде в город с противоположной стороны, куда нас притягивали первый раз.

Но на СТО нам ничем не помогли, сказав, что с такими машинами не сталкивались и связываться боятся, а бак снимать некому, так как на станции только один механик.

Продолжаем рассматривать дальнейшие возможные различные варианты развития ситуации. Людей отправить домой отсюда конечно уже не такая проблема, а вот вытащить машину за несколько сотен километров и несколько серьезных горных перевалов – это действительно непростая задача.

Созваниваемся с нашими джиперскими друзьями в Горно-Алтайске, с ними мы ездили этой весной на Укок, чтобы узнать возможность эвакуации автомобиля до Горно-Алтайска, а там уже можно либо отремонтировать автомобиль, либо своими силами дотащить до Новосибирска, также интересует возможность доставки бензонасоса из Горно-Алтайска в Усть-Коксу, так как здесь на месте найти его абсолютно нереально.

Сами они, оказывается, тоже в путешествии, второй раз пробуют добить плато Укок. Информация не утешительна: тащить машину 100% никто не возьмется, ни за какие деньги, единственная возможность ловить проходящие мимо попутные пустые грузовики и грузиться к ним в кузов, либо искать эвакуатор, но стоимость этих вариантов, мягко говоря, не низкая. Единственный вариант - ремонтироваться на месте своими силами. Товарищи с Горно-Алтайска находят местных людей, которые нам будут готовы оказать какую-либо посильную помощь, хотя бы с ночлегом, гаражом и инструментом для ремонта. Тем временем созваниваемся с единомышленниками в Новосибирске, для уточнения необходимости снятия бака, или все же под обшивкой в машине имеется люк для доступа к бензонасосу. Люк есть! Это существенно упрощает работу, выгружаем машину, барахла у нас под завязку, включая два велосипеда. Разбираем обшивку, открываем лючок и обнаруживаем отгнившие провода. Не удивительно, что они в таком состоянии - вся грязь с дороги ложится на это место, между баком и кузовом, японские инженеры никакой защиты не придумали, и фактически бензонасос всегда плавает в куче грязи. Соединяем провода по новой, и машина снова работает! Ура! Отделались легким испугом, вместо серьезных проблем. Благодарим за содействие ребят с Горно-Алтайска и местных, которые уже начали думать, что с нами делать и как нам помогать.

Уже ближе к вечеру продолжаем наше путешествие, снова корректируя планы, так как немного мы задержались.

По планам у нас поездка в населенный пункт Карагай. Съезжаем с дороги, и сразу нам встречаются заснеженные горы. Виды очень красивые. Мы, любуясь красотами, уже в хорошем настроении, едем до пограничного перехода с Казахстаном, дальше пограничники нас не пустят.

 

 

 

 

 

 

 

Выезжаем из пограничной зоны. Поднимаясь на перевал Кырлыкский, выезжаем в настоящую зиму, вот такая вот смена времен года. На перевале быстро перекусываем и продолжаем дальнейший путь.

 

 

 

 

Проехав Усть-Кан, сворачиваем на Ябоган и, не доезжая его, уходим на Ильинку и Чергу, по дороге преодолеваем пару горных перевалов. К полуночи приезжаем в Чемал, и останавливаемся на ночлег в первой попавшийся гостинице.

 

6 день 3 сентября: с. Чемал – р. Куба – г. Горно-Алтайск – с. Артыбаш, пробег за день 300 км.

На утро от хозяйки базы узнаем, что своего ребенка в полтора года они брали на Каракольские озера, делаем вывод, что полтора года – это самое время для начала путешествий, учитывая и рассказ хозяйки и туристов на тропу Тюнгур-Иня, правда мы несколько опережаем график, нашей дочуре всего семь месяцев J.

Сегодня по плану у нас поездка вдоль рек Чемал и Куба, и путь на Телецкое озеро.

Вдоль Чемала далеко проехать не получается, вскоре дорогу перегораживает закрытый забор и за ним дорога превращается в тропу. Вдоль Кубы проехать получается значительно дальше, до третьего моста через реку, сам мост разрушен, дальше дорога есть, но перебраться через реку задача непростая, а для одной неподготовленной машины вовсе не разрешимая. Останавливаемся на берегу, готовим обед, любуясь окружающей природой.

 

 

 

 

 

По дороге на Телецкое, заезжаем на озеро Манжерок, пока бесплатно, но территория уже огорожена и видимо скоро станет платной. Устраиваем небольшую разминку.

 

 

К вечеру приезжаем в Артыбаш к давним знакомым, останавливаемся у них на пару дней, в новом домике.

 

 

7 день 4 сентября: с. Артыбаш – с. Бийка – д. Яйлю – с. Артыбаш, пробег за день 250 км.

 

 

 

 

С утра идем по местным достопримечательностям, сначала на водопады на третей речке, потом на одну из высочайших гор на западном побережье. Водопады на бурной горной речке нашему ребенку тоже очень понравились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернувшись домой, пообедав и закупившись местными сувенирами, отправляемся на восточное побережье Телецкого озера в Яйлю. Место действительно красиво, здесь гораздо красивее, чем в северной части, меньше народу, да и места уже заповедные. Здесь мы встречаем закат и возвращаемся домой. До кровати нам сегодня еще около сотни километров.

 

 

            Сон перед дорогой домой.

 

 

8 день 5 сентября: с. Артыбаш – р. Иогач – г. Турочак – г. Бийск – г. Новосибирск, пробег за день 1000 км.

Сегодня по плану у нас разведка западного побережья, докуда есть дорога в сторону юга Телецкого. Проезжаем село Иогач и вдоль реки, одноименной селу, едем по довольно неплохой дороге. Доехав до истока реки и поднявшись на перевал, спускаемся с него, и дальше дороги все больше похожи на лесовозные. Преодолев еще около 15 километров, упираемся в размытую глиняную дорогу. Мы проехали большую часть пути с севера на юг. Но дальнейший путь решаем оставить на следующий раз, когда в распоряжении будет и техника по серьезней, и не одна машина. Рубиться на сей раз мы не будем, за трактором в эту поездку мы уже бегали, правда, всего лишь километров 6, здесь же если бежать за помощью, то, как минимум больше полусотни. И так мы забрались гораздо дальше, чем ожидали.

На обратном пути отрываем сначала один амортизатор, потом второй, наша скорость передвижении падает раза в два, и, соответственно, время на возвращение в Иогач и Артыбаш ровно во столько же увеличивается. Выбравшись из факи, возвращаемся к нашим друзьям, у которых ночевали, за помощью, нам нужна сварка, чтобы приварить оторванные от амортизаторов уши, либо хотя бы совет, где ее можно найти, ехать до дому без амортизаторов явно выйдет гораздо дольше по времени, чем их отремонтировать. У хозяина оказывается в наличии сварочный аппарат, и в течение часа, мы приводим амортизаторы в порядок.

Дальнейший путь домой проходит без приключений, едем немного другой дорогой чем сюда, а именно через Турочак сразу на Бийск, в обход Горно-Алтайска, дорога здесь хоть и похуже, но и короче по расстоянию, а главное в целом красивее и все время идет вдоль реки Бия. Правда из-за выбитого графика - час на возвращение с неисправными амортизаторами до Артыбаша и час на их ремонт, мы не успеваем заехать на гору Бабырган, которая также была у нас в планах.

По дороге домой решаем свернуть около Барнаула на Заринск, там не доезжая пару десятков километров, есть пещера – подземный храм и водопадик на небольшой речке. К пещере приезжаем уже в темноте, по GPS мы стоим прямо на точке, но пещеру так и не нашли, либо ошибка и ее здесь нет, либо действительно в темноте не можем сориентироваться, водопад решаем не искать вовсе, а едем уже прямиком домой. В Новосибирск выезжаем за полночь. Очередное путешествие закончено.

 

Категорийные участки

 

Тропа «Тюнгур-Иня»

Тропа представляет собой узкую тропинку, проходящую вдоль берега Катуни по крутому склону, местами на высоте нескольких сотен метров над рекой. На тропе встречаются несколько сложных горных перевалов. По пути требуется преодолевать несколько бродов, наиболее крупные из них - это форсирование рек Тургунда и Казнахта.

 

Западное побережье Телецкого озера

Автомобильная дороги соединяющей северную часть озера с южной до сих пор не существует. Единственный путь попасть по суши на автотранспорте в южную часть озера это дорога по Чуйскому тракту через Акташ и Усть-Улаган, а это крюк в 600 километров!

Мы прошли около 50 километров вдоль реки Иогач и вышли к истокам рек Арча и Малая Чили, географически это более половины пути с севера на юг, что конечно является очень неплохим достижением, учитывая то, что двигались мы в одну машину в стандартной комплектации.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 7 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации          

 

Эта поездка у нас получилась не только экскурсионной, но и в некотором роде разведо-познавательной, в том смысле, что нами были разведаны и открыты пути для нескольких дальнейших путешествий, как-то: выход к подножью Белухи, восточное побережье Телецкого озера. Также в этом году мы «добили» тропу Тюнгур-Иня, которую проходили в предыдущем году лишь наполовину, со стороны Ини.

Нельзя не упомянуть, что в нашем составе появился новый член экипажа семимесячная доча АлисаJ. Это для нее было первое путешествие, не считая прошлогоднего путешествия по Монголии в животике у мамы. Все трудности и тяготы походной жизни ею были перенесены более чем достойно, и, судя по всему, путешествовать ей понравилось!

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru