Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Гальбштадт, Кулундинское,Яровое,Белое озера, пещера-храм. 2010

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории Алтайского края.

Протяженность маршрута – 2300 км.

Сроки проведения – 30 апреля - 3 мая 2010

Продолжительность – 4 дня

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – с. Ордынское – п. Крутиха – п. Хабары – п. Знаменка – оз. Кулундинское – с. Гальбштадт – г. Славгород – с. Яровое – оз. Яровое – г. Кулунда – г. Благовещенка – с. Родино  – с. Волчиха – г. Рубцовск – г. Змеиногорск – п. Черепановский – г. Курья – д. Колывань – оз. Белое – г. Курья – с. Поспелиха  – г. Алейск – п. Калистратиха – г. Барнаул – д. Жилино – с. Косиха – д. Плотниково – с. Косиха – д. Верх-Жилино – д. Глушинка – с. Косиха – г. Барнаул – с. Среднекрасилово – г. Заринск – с. Залесово – д. Пещерка – д. Гуниха – с. Тальменка – г. Черепаново – г. Искитим – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, врач, повар, фото-видео оператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Новосибирское водохранилище (Обское море)

Река Обь берёт своё начало на Алтае при слиянии рек Бии и Катуни. Обь пересекает с юга на север территорию Западной Сибири и впадает в Карское море Северного ледовитого океана. На территории Новосибирской области, в южной части города Новосибирска река перегорожена плотиной. Плотина образует Новосибирское водохранилище - Обское море. Длина водохранилища от города Камень-на-Оби до города Новосибирска - 220 км. Полный объём воды - 8,8 куб. км. Площадь акватории - 1082 кв. км. Максимальная глубина - 25 м. Наибольшая ширина - 22 км; наименьшая ширина - 2 км.

Начало строительства плотины гидроэлектростанции - 1950г. Начало заполнения водохранилища - 1957 год. Пуск первого агрегата и начало функционирования ГЭС - 1957 г. Проектная мощность станции 455 Мвт, а ежегодная выработка электроэнергии составляет 1,9 млрд. кВт/ч. Здание ГЭС - сложное инженерное сооружение, где установлено 8 гидротурбин весом 1600 тонн каждая и мощностью до 60 Мвт. Гидроузел составляют водосливная бетонная плотина высотой 33 м, длина по гребню 198, 5 м, земляная плотина длиной 3356 м, намывная дамба длиной 1023 м, трёхкамерный шлюз и здание ГЭС. Новосибирская гидроэлектростанция входит в объединённую энергосистему Сибири.

Весной уровень воды в водохранилище понижен. В результате обнажается песчаное дно Обского моря. Создаётся иллюзия многочисленных пляжей, плёсов и неглубоких заливов. Но к лету объём водохранилища увеличивается, и всё это уходит под воду. По берегам водохранилища сосредоточены многие населённые пункты. В том числе - Камень-на-Оби, Крутиха, Малетино, Усть-Алеус, Спирино, Чингис, Кирза, Усть-Хмелёвка, Нижнекаменка, Ордынское, Новый Шарап, Ерестная, Красный Яр, Завьялово, Быстровка, Тула, Бурмистрово, Бердск. На многие километры простираются ленточные боры: Усть-Алеусский, Ордынский и Караканский бор. Живописная природа, чистый воздух и близость моря привлекают сюда многих отдыхающих, даже с соседних областей Сибири. Не менее живописны и окрестности Бердского залива, где сосредоточены базы отдыха, профилактории, детские оздоровительные лагеря. Имеется здесь и искусственный пляж. До сооружения волногасящей дамбы в 1986 году происходил интенсивный размыв берега. Также была угроза смыва этой косы морем вместе с сосновым бором, который прикрывает собой от моря Академгородок и железнодорожную ветку на этом участке. Сейчас уже не наблюдается столь интенсивный размыв берега, который имел место до сооружения дамбы. Искусственные волногасящие сооружения природного типа более естественно вписываются в берега и создают хорошие условия для их рекреационного использования.

 

Водные ресурсы водохранилища используются комплексно для энергетики, судоходства, водоснабжения и рыбного хозяйства. Обское море в 1990-х годах ежегодно обеспечивало вылов 900 - 1200 т рыбы, основную долю в котором составляли лещ и судак, акклиматизированные ещё в конце 1950-х годах.

Но не всё благополучно в акватории Обского моря, особенно его санитарное состояние. Ходят разного рода легенды об Обском море. В воде и по его берегам часто можно увидеть стволы деревьев, некогда растущих в прилегающих к руслу Оби ленточных борах. Это связано с самым неблагоприятным последствием создания водохранилища - размыванием многокилометровой береговой линии в летний период и сокращения леса. Разложение древесины способствует накоплению в воде фенола и других ядов, влияющих на жизнедеятельность ихтиофауны Обского моря. Водный транспорт сбрасывает в воду нефтепродукты, вносит весомую долю в загрязнение водохранилища и хозяйственная деятельность человека. В русле Оби обитает несколько десятков видов рыб. Половина из них - промысловые виды. Объектами промысла в основном являются плотва, язь, налим, елец, караси и окунь. Наиболее ценные виды рыб занесены в Красную книгу Новосибирской области: осётр обской, стерлядь, муксун, нельма, таймень.

В результате размыва береговой линии и заболачивания искусственного моря, в водохранилище практически отсутствуют подходящие условия для воспроизводства рыбы. Летом из-за высокой температуры воды бурно развиваются сине-зелёные и диатомовые водоросли, поглощая из воды кислород. Активизируются паразиты рыб. Гибнем большое количество рыбы. Всё это прямо или косвенно сказывается на благосостоянии Обского моря и его фауны. А в конечном итоге - на здоровье людей. На примере Новосибирского водохранилища нетрудно заметить, что его создание вызвало больше отрицательных экологических и социальных последствий, чем тех благ, на которые рассчитывал человек. Естественное море и его искусственный аналог не одно и тоже. Плотина на природной реке - это подобие тромба в кровеносном сосуде, приводящего к рецидивам и болезням. В будущем следует отказаться от сооружения аналогичных проектов, как не отвечающих природным стандартам нашей живой Планеты.

 

Озеро Кулундинское

Алтай — край тысяч озер. Они расположены по всей его территории. Большая часть алтайских озер находится в Кулундинской низменности и на Приобском плато.

Озера Кулундинской низменности являются остатками древнего моря, существовавшего на месте равнин. Самое большое озеро в крае — Кулундинское. Берега его плоские, низменные, сливающиеся с равнинной поверхностью Кулунды. Кулундинское озеро мелководное, питается водами реки Кулунды и подземными водами. К югу от Кулундинского находится Кучукское озеро. По режиму и питанию оно сходно с Кулундинским. Эти озера соединялись протокой, теперь она перегорожена дамбой.

 

Гальбштадт

Из Хабар в Гальбштадт (65 км) дорога проходит по Кулундинской степи, через деревню Орлове. Начиная с южной части Хабарского района вы въезжаете на территорию Немецкого национального района. Впрочем, это очень быстро начинает ощущаться. Во-первых, от деревни Дегтярка все дорожные указатели на двух языках - русском и немецком. И хотя названия деревень в основном русские, принцип двуязычия выполняется с завидным постоянством и тщательностью. Во-вторых, на территории Немецкого района разбитые дороги с ухабами и колдобинами, столь характерные для западной части Алтая, уступают место прекрасным шоссе западного образца, с идеальным новеньким дорожным покрытием. Вокруг дороги лежат большие ухоженные поля. Центр Немецкого национального района с. Гальбштадт расположено в Кулундинской степи, в 40 км к северо-востоку от железнодорожной станции Славгород. Население: 1,7 тыс. человек.

Гальбштадт был основан в 1908 г. немецкими переселенцами из южных губерний России. Гальбштадт - единственное село Немецкого национального района, имеющее немецкое название. В переводе Гальбштадт означает "полугород". До 1981 г. село имело русское название - Некрасова, и еще сегодня многие жители продолжают его так называть. Внешним видом Гальбштадт напоминает знакомые по телевизионным передачам германские бюргерские села: широкие асфальтированные улицы с тротуарами, массивные, просторные, трехэтажные свежевыкрашенные дома из кирпича. На светлых фасадах разнообразные орнаментальные узоры, словно отличающие одного хозяина от другого. Целый квартал новых домов в Гальбштадте был построен недавно на средства, предоставленные правительством ФРГ. Жители Гальбштадта отличаются приветливостью, они кажутся чуть менее озабоченными, чем встреченные в других местах крестьяне.

В селе есть универмаг, кафе, магазин, в которых можно купить свежие продукты, в т.ч. сыр, колбасу, сосиски, масло, мясной хлеб. Мясные продукты поступают в магазин с местного завода, на котором была установлена немецкая линия для производства сосисок и колбас. Есть в Гальбштадте и свой пивной завод. При нем работают пивбар и кафе-бар колхоза им. Энгельса. Разливное пиво можно пить за стойкой или взять с собой. Цена местного пива чисто символическая! Пивбар находится на выезде из села и работает с 9.00 до 22.00, без выходных (кафе-бар находится там же, работает с 10.00 до 22.00). И еще одна особенность: у пивбара стоит металлическая стойка, казалось бы, непонятного предназначения. На самом деле это "стоянка" для велосипедов, на которых передвигаются многие гальбштадтцы. Если вам пришлось остаться в Гальбштадте на ночлег, имейте в виду, что здесь есть небольшая ведомственная гостиница Ремтехпредснаба, в которой можно остановиться при наличии мест и договорившись с ее хозяйкой. В гостинице несколько небольших комнат, туалет, умывальник, холл с телевизором и кухня с газовой плитой.

Дорога из Гальбштадта в Славгород (35 км) проходит среди типичного для Кулундинской степи пейзажа: ровные, низкие поля, ни малейшего подъема, ни холмика, ни горочки. Время от времени встречаются карьеры, вырытые для орошения и заполненные водой артезианских источников. В жаркие летние месяцы в этих пресных водоемах приятно купаться.

 

Озеро Яровое

Большое Яровое озеро — бессточное горько-солёное озеро в Славгородском районе Алтайского края, расположено в западной части Кулундинской равнины, в 6 км к юго-западу города Славгород.

Площадь озера — 53 км², длина 11,5 км, максимальная ширина 8 км. Озеро находится на высоте около 79 м над уровнем моря, глубина 7-8 метров. Причем дно озера это наиболее низкие отметки поверхности Кулундинской степи — 73 м над уровнем моря. Питание в озере снеговое. Размах колебаний уровня Большого Ярового 0,8 м. Дно сложено илом с прослойками мирабилита. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Берега озера высокие, южная и юго-западная части изрезаны оврагами. Большое Яровое — глубочайшее озеро Кулундинской степи.

На берегу озера расположен город Яровое, градообразующим предприятием которого является комбинат компании ОАО «Алтайхимпром», добывающий бром из рапы озера.

Рапа Большого Ярового озера близка по химическому составу к рапе озёр Сакское (Крым) и Тамбукан (Кавказские Минеральные Воды). Богато озеро и иловой грязью. Зрелая иловая грязь озера состоит из мелких частичек, мазеподобной консистенции, чёрного цвета, однородная, с запахом сероводорода. При высыхании она приобретает серо-пепельный цвет. По химическому составу грязь Большого Ярового озера сходна с Сакским и озером Тижаки. В то же время в ней содержится несколько больше сероводорода и брома и меньше гипса.

Вид на Большое Яровое озеро с городского пляжа г. Яровое.Высокоминерализованную рапу и иловую грязь используют в грязелечении. В 1972 году был образован санаторий. Эффект лечения на грязелечебном курорте был оценён в 96 %. Вода в озере по своему составу аналогична составу воды Мёртвого моря в Израиле и обладает ярко выраженными лечебными свойствами.

 

Озеро Белое

Неповторимо живописный вид придает озеру Белое остров в центре, состоящий из гранитных скал, на которых приютились ели и кустарники. Существует старинная легенда, что здесь печатал монеты, втайне от императрицы Елизаветы Петровны, крупнейший уральский промышленник Акинфий Демидов. 

В километре к востоку от поселка им. 8 Марта Курьинского района раскинуло свои воды знаменитое озеро Белое. Озеро залегает в широкой котловине Колыванского хребта, имеет округлую форму, достигая в поперечнике 3 км. Площадь озера 2,7 кв.км, средняя глубина 4,5 м, максимальная — 7,4 м.

Озеро Белое относится к бассейну реки Локтевки, левого притока реки Чарыш. Искусственно пробитым каналом оно соединяется с рекой Белой. В устье канала имеется временная бетонная плотина, регулирующая до определенного уровня сток воды. В озеро впадают два ручья: Озерный и Безымянный.

Северная часть берега озера Белое плоская и пологая, тянется с запада на восток в виде прекрасного пляжа, усыпанного мельчайшим песком. В южной и восточной стороне берег представлен крутым склоном холма, ближе к воде переходящим в галечный пляж. По берегам — заросли кустарника: тальника, жимолости, калины, караганы, шиповника.

Озеро Белое является излюбленным местом отдыха жителей не только Алтайского края, но и всей России. Вода здесь теплая, а окрестности изобилуют красотами.

 

Пещера-Храм

На Алтае находится уникальный исторический памятник - подземный православный храм начала ХХ века, который расположен в окрестностях Заринска. Этим летом было получено благословение на работы от владыки Максима, но, как оказалось, дальше благословения дела не пошло, и археологи бьют тревогу, пишет газета "Маркер-Экспресс".

В конце 70-х годов ХХ столетия археологическая разведка по Заринскому району открыла этот уникальный памятник подземного зодчества на реке Чумыш.

"Центральный" вход в монастырь был расположен в обрывистом склоне откоса. Он представлял грот - неглубокую пещеру со сводчатым потолком и широким коридором. Свод был низким из-за обрушившейся глинистой породы и труднопроходимым, так как в результате обвалов глыбы глины завалили проход. От центрального входа вниз по склону шла тропинка к неглубокому колодцу - святому ключу. В 70-х годах он ещё сохранял венцы из рубленых лиственничных плах со сливным желобом и студёной родниковой водой. По противоречивым рассказам старожилов, на "пещёрах" были надземные сооружения. По одним воспоминаниям, вход в подземный храм был из часовни, а рядом находилась небольшая полуземлянка, в которой жили монахи. По другим рассказам, часовня была выстроена над колодцем и святую воду брали из-под решетчатого пола. По рассказу одного из старожилов, в часовне могли молиться одновременно до 20 человек, а стены её были увешены иконами.

К надземным сооружениям пещерного монастырского комплекса относятся также печи, в которых монахи выжигали кирпичи.

Подземная архитектура представляла собой систему ходов, коридоров, галерей, тупиков, лабиринтов, отдушин и внутренних помещений.

Самым большим подземным помещением была алтарная комната, почти прямоугольной формы, размером 5х4, с куполообразным потолком. В центре комнаты находилось прямоугольное земляное возвышение с обвалившимися краями высотой примерно 50-60 см, по всей видимости, престол.

Память стариков сохранила впечатления об "алтарной комнате", где были престол и жертвенник - четырёхугольный стол, стоявший у стены слева от престола, в северо-восточной части алтаря, покрытый покрывалом, на котором стояли "священные сосуды" - предметы церковной утвари.

Центральная часть подземного комплекса представляла сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров. В однообразных тоннелях, тёмных залах, переходах и тупиках можно было легко заблудиться, особенно в первый раз.

Помимо икон в подземном храме были и барельефы. По словам одного из очевидцев, видевших их в детстве, одно из них изображало Богородицу с младенцем, второе - мужчину, но какого святого, он не знает, а подробные детали стёрлись из памяти.

Подземный храм залегает в недрах земли на глубине 3-5 метров, средняя ширина ходов - 50 см, высота тоннелей, как и переходов, не одинакова. Где-то можно идти в полный рост, где-то согнувшись, а где-то только ползком. Общая длина ходов - около 250 метров.

Основная конфигурация арочных сводов позволяла до недавнего времени существовать уникальному подземному сооружению. Наличие "центрального хода", пяти отдушин в восточной части подземного архитектурного комплекса, а также слуховые окна в "алтарной комнате" и лабиринте создавали циркуляцию воздуха в подземном сооружении, сохраняя в целом одинаковый температурный режим и влажность зимой и летом, что также влияло на сохранность его сводов, стен, пола от естественного разрушения.

Недобрую роль в судьбе подземного храма сыграли, чего греха таить, и тогдашние отцы церкви Заринского района и епархии совместно с местными доброхотами. Готовясь к приезду на Алтай в 1999 году Алексия П, местный клир, дабы удивить Патриарха всея Руси местной достопримечательностью, уничтожили святая святых храма - алтарь, соорудив на его месте проход для патриарха, обшив его досками и изуродовав входной грот в пещерный храм бетонным входом.

Не посоветовавшись со специалистами и исследователями, проявив инициативу, они, как у нас на Руси бывает, обычно "хотели как лучше, а получилось как всегда". В настоящее время произошло полное разрушение прохода вследствие сгнивших деревянных перекрытий и пошёл ещё больший процесс разрушения храма. Обрушилась комната перед кельей, в самой большой галерее разрушения привели к тому, что теперь продвигаться по ней можно только ползком, а раньше по ней можно было идти в полный рост с поднятой рукой. В остальных галереях идёт тот же процесс.

 

Описание маршрута

        

1 день 30 апреля: г. Новосибирск – п. Крутиха – п. Знаменка, пробег за день 500 км.

Традиционно стартовали из Новосибирска после рабочего дня и к полуночи уже были на первой своей точке – озере Кулундинском.

При попытке подъехать к берегу, попали в солончак, машина, сразу намотав на колеса сырую землю, быстро завязла в топкой поверхности. Сходу выбраться нам не удалось, решили, что утро вечера мудренее, спокойно перекусили и легли спать, оставив решение всех внезапно возникших проблем на утро J

 

 

 

 

На утро к нашему счастью грунт немного за ночь подсох и мы не упустили возможность выпрыгнуть из нашей ловушки.

 

2 день 1 мая: п. Знаменка – с. Гальбштадт – оз. Яровое – оз. Белое, пробег за день 650 км.

Немцы в Гальбштадте встретили нас довольно ухоженными улицами приятными небольшими домишками котеджного типа и проколом в колесе, так разгружать всю машину, для того чтобы добраться до запаски не хотелось, решили произвести ремонт колеса самостоятельно. Хозяин дома, возле которого мы встали на ремонт, не остался безучастным и вскоре подошел поинтересоваться, что случилась и нужна ли нам помощь. Помощь нам не требовалось, но он подтвердил, что в селении действительно живут коренные переселенные немцы, к числу которых он сам тоже относится, а вот с местной пивоварней он нас разочаровал, сказав, что в поселке ее нет, и пиво варят лишь в Славгороде.

 

 

 

Разочаровавшись, сей новостью долго задерживаться у «иностранцев» не стали, навестили расположенный в селе монумент жертвам политических репрессий и навострили крылья на курортное озеро Яровое.

 

 

 

Озеро встретило нас морским призом, прибоем и цветущими пальмами!

 

 

Вода в озере очень соленая, содержание соли гораздо больше чем в морской воде и даже больше чем на самом соленом озере Хакасии – озере Тус.

 

 

Дальше наш путь пролегал в обратную сторону только на сей раз, на южный берег Кулундинского озера (ночевали мы на Северном).

По дороге стали попадаться колониальные селения ворон.

 

 

Нашли на берегу неплохой местечко с видом на соленый айсберг в воде. Озеро действительно большое с одного берега другой не видно, прям как на море!

 

 

Пообедав в столь красивом месте, движемся дальше. Наша следующая цель – озеро Колыванское, расположенное недалеко от города Заринска. Туда мы и движемся. Проехав Рубцовск, к Заринску подъезжаем уже к позднему вечеру. Решив, что озеро Колыванское должно располагаться возле одноименного селения, пробуем пробиться к нему. Дорога пролегает через Колыванский хребет, но перевал оказывается, еще закрыт зимним не растаявшим снегом, продолжаем поиски возможного пути, но, обследовав все возможные заезды на перевал, понимаем, что в лоб нам его не взять и до Колывани придется ехать в объезд, делая крюк, через город Курья. Эта дорога отнимает у нас еще некоторое время, и к озеру мы приезжаем в полной темени уже ночью. Найти подъезд в кромешной темени с ходы не получает и мы решаем подняться немного в гору с противоположной стороны и там заночевать. К тому же у нас имеется в запасе бюргерское пиво и рыбка под него J

 

3 день 2 мая: оз. Белое – г. Курья – г. Барнаул, пробег за день 400 км.

Утро для нас открыло великолепные виды окружающей местности.

 

 

 

 

И, конечно же, самого озера.

 

 

Тут же снимаем с себя первых клещей и замечаем очередной весьма любопытный прокол в шине.

 

 

Самое удивительное, что прокола как такового при этом не было, гвоздь по счастливой случайности прошел лишь по поверхности протектора. Нам лишь оставалось просто его вытащить и перебраться на более удачное место к берегу озера, где устроить обед, разгрузить и собрать предварительно взятые с собой велосипеды и совершить на них забег по всему побережью озера.

 

 

По южному берегу озера вода еще не до конца растаяла и недалеко от берега еще стоит лед. Вода же в озере кристально чистая и очень прозрачная.

 

 

Пообедав и завершив технические вопросы по сбору транспортных средств, отправляемся на прогулку по окрестностям. Если в озере еще имеется лед, то по берегам местами не сошел еще снег, штурмовать который на велосипедах задача не из простых, а порой и вовсе невозможная.

 

 

 

 

Северная часть озера ото льда уже успела освободиться.

 

 

Здесь не далеко от берега имеется довольно живописный небольшой, но достаточно высокий остров.

 

 

 

Совершив велопробег вокруг озера, и вернувшись к машине, решаем не тратить время зря, а двигаться дальше в сторону Барнаула, где наконец-то засветло найти хорошее место для ночлега, сделать костер и нормальный ужин с недопитым вчера бюргерским пивом.

Как потом выясниться судьба подкинула нам сюрприз в том что озеро на котором мы побывали оказалось не совсем тем на которое мы стремились. Это было озеро Белое, расположенное рядом с деревней Колывань, а озеро Колыванское бывшее в наших планах, расположено немного в другом месте, недалеко от него мы проезжали прошлой ночью, делая крюк к этому месту, через город Курья. Но сильно мы не расстроились озеро Белое тоже очень красивое и спокойное место, ну а на Колыванское думаю, мы заглянем в самом недалеком будущем!

На выезде из деревни натыкаемся на стелу, сообщающую нам о том, что Колывань славится рукотворными шедеврами своих мастеров по обработке камня.

 

 

 

Двигаясь по федеральной трассе в сторону Барнаула и приближаясь к нему, засветло начинаем искать место для сегодняшнего ночлега, прикинув наилучшие возможные варианты, решаем уйти с трассы в районе поселка Калистратиха и двигаться в сторону берега Оби.

То, что открылось нашему взору, мы не могли ожидать даже в самых смелых своих желаниях для выбора места стоянки. Просто фантастический вид! Без преувеличения можно сказать, что это, пожалуй, лучшее место нашего ночлега за все наши путешествия!

 

 

 

Здесь дорога заканчивается J

 

 

Место действительно райское, к чудесному виду и дровишки для костра оказываются неподалеку. Притащив несколько стволов и быстренько распилив их бензопилой, обеспечиваем себя небольшой поленницей дров на предстоящий вечер, готовим вкусный ужин и наслаждаемся жизнью!

 

 

 

 

 

Прекрасно проведя вечер отправляемся отдыхать, завтра нас ждет еще один день приключений.

 

4 день 3 мая: г. Барнаул – г. Заринск – г. Новосибирск, пробег за день 750 км.

Выспавшись и позавтракав, собираеся в сторону дома, но по пути планируем посетить еще несколько мест, это:

– музей летчика-космонавта Титова, если он, конечно, будет работать, ведь дни сейчас праздничные, мы множество раз проезжали мимо указателя на него по Бийской трассе, но все время либо было некогда, либо время уже было или позднее или наоборот слишком ранее для его работы;

– древнюю пещеру-храм, в которой когда-то жили монахи и расположенную недалеко от города Заринска, причем, судя по карте от музея до нее можно проехать напрямую по проселочным дорогам, существенно сократив расстояние;

– и, напоследок, опять таки недалеко от посещаемой нами пещеры и по дороге домой, есть небольшой водопадик, после которого, желательно минуя федеральную трассу, сразу выйти в село Маслянино Новосибирской области, а от туда и до дому практически рукой подать.

Но обо все по порядку. Проехав Барнаул берем прямой курс на деревню Плотниково Алтайского края, по нашей информации именно там расположен музей Титова.

Дорога проходит по полям, местами виды довольно необычные, а именно черная выжженная трава на всем горизонте вызывает какие-то необычные ощущения, как будто едешь по какой-то мертвой планете.

 

 

Наш путь пролегает через деревню Жилино, от которой далее должна идти дорога на село Косиха. Местами попадаются небольшие броды, вызванные разлившимися во время весеннего паводка ручьями и небольшими речушками, иногда они представляют собой серьезную проблему и их необходимо каким-либо образом объезжать, выбирая наиболее удачное место для продвижения вперед.

Добравшись до деревни и изрядно поплутав по ней, в конце-концов выясняем, что прямой дороги на Косиху нету и нам в любом случае придется сначала ехать на Бийскую трассу, с которой уже потом двигаться в Косиху, так и поступаем.

Проехав Косиху и доехав до деревни Плотниково, нас ждет не очень приятный факт – опять мы все попутали! Музей оказывается не в Плотниково, а в Полковниково, причем это было совсем недалеко от Бийской трассы, по которой мы ехали и мы были опять таки практически у цели, но сейчас уже вторая половина дня и мы принимаем решение забыть в очередной раз про посещение музея, дабы успеть засветло найти пещеру-храм, причем это будет уже вторая попытка, осенью прошлого года мы уже пытались отыскать эту достопримечательность, но так как приехали к ней уже затемно, найти ничего не смогли и уехали с пустыми руками, оставив реванш на потом, то есть на сейчас J

Предпринимаем несколько попыток прорваться на Заринскую трассу напрямую, не делая огромный крюк, возвращаясь назад на Бийскую трассу. Сначала уже через знакомую Косиху движемся на Верх-Жилино, где обнаруживаем размытую рекой  Жилиха дамбу, взять которую нам не представляется возможным, из-за этого меняем маршрут и движемся в сторону следующей деревни Глушинка. Начинает накрапывать небольшой дождь, полевые дороги становятся скользкими, и опять таки заботясь о том, чтобы не потерять время и успеть к пещере засветло, принимаем окончательное решение все же возвращаться через уже порядок надоевшую Косиху на Бийскую трассу, через которую, потом двигаться по асфальту до Заринска.

По возвращению домой, узнав о том, что с 11 по 13 июня в Косихинском районе Алтайского края состоится первый этап кубка РАФ СФО по трофи-рейдам – трофи-рейд «Жара 2010», стало даже немного приятно, так сказать откатали вне зачета J.

Немного не доезжая до города, уходим с трассы на лево на село Среднекрасилово. Здесь в расположенном недалеко от села лесу среди полей и находится пещера-храм. Действительно заметить его не так просто даже в светлое время суток.

 

 

 

Пещера очень интересная и довольно большая со множеством ходов представляющих собой лабиринт в котором можно даже заблудится, правда высота потолков в пещере низковато, некоторые участки приходится проходить на карачках, а некоторые доступны только ползком.

 

 

 

Тем временем уже начинало смеркаться и снова для экономии времени мы возвращаемся на асфальт к Заринку и далее на Залесово, вместо более интересной дороги через Шатуново, но у нас не было информации, работает ли там понтонный мост через реку Чумыш.

Двигаясь к деревне Пещерка, имеющийся здесь небольшой водопад рядом с дамбой проезжаем уже ночью, так и не увидав его. Теперь наша задача выбраться в Новосибирскую область, проехав деревню, движемся к следующей – Гуниха. При выезде из которой, дорога практически теряется и мы засаживаем автомобиль. Потратив около получаса на извлечение автомобиля из засады, понимаем, что еще каких-то 15 километров до Новосибирской области нам все же в этот раз не взять, нужно либо больше времени в распоряжении, либо более сухая погода, а нам завтра на работу, а время уже за полночь! Немного расстроившись, возвращаемся к Заринску. Но возле села Залесово замечаем свежепостроенную авто-магистраль Алтай–Кузбасс, соединяющую Алтайский Барнаул с Кемеровским Белово, по ней сразу выходим на Тальменку, экономя теперь уже по времени драгоценные десятки километров, ну а далее уже по известной дороге движемся в сторону Новосибирскаи и дома оказываемся лишь ранним утром.

 

Категорийные участки

 

Озеро Кулундинское

Береговая линия озера в еще непросохшую весеннюю пору представляет собой вязнущий солончак, движения по которому становится практически неосуществимым. После любой остановки, тронуться уже не представляется возможным, приходится выскребать из-под колес налипшую землю, очищать протектор шин, подкладывать какие-либо ветки под колеса, чтобы им было за что зацепиться, а также помогать выталкивать автомобиль руками, чтобы он мог набрать скорость и двигаться ходом на скорости по раскисшим берегам озера.

 

Озеро Белое

Прямая дорога из города Змеиногорска к озеру Белому пролегает через Колыванский хребет, с наивысшей точкой горой Синюхой – 1210 метров над уровнем моря. Во время нашей поездки и затянувшейся в этом году весной, перевал оказался еще закрыт снегом. Для успокоения совести вы проверили все возможные заходы на перевал и убедились в том, что на них еще лежит снег, после чего для того чтобы попасть на озеро пришлось делать крюк через Курью и к озеру мы прибыли только за полночь.

 

Выход из Алтайского края в Новосибирскую Область, а также полевые дороги с Бийского тракта на Заринскую трассу

Существующие дороги между алтайскими села и деревнями зачастую различаются с теми, что обозначены на карте или порой даже вовсе отсутствуют, поэтому двигаться приходилось скорее по направлению, чем по указанным на картах дорогам. Большинство из дорог проходит по полям, а в условиях еще не просохшей после зимы земли, иногда движение по ним представляет определенные проблемы. Из-за полноводья и вышедших из своих берегов ручьев и небольших речек, часть дорог становиться и вовсе непроходимыми. Проездив весь день по таким дорогам алтайского края, нам так и не удалось выбраться с Бийского тракта за Заринскую трассу, минуя Барнаул, и в итоге все же пришлось делать крюк в пару сотен километров вместо каких-то нескольких десятков напрямую.

После посещения пещеры-храма в окрестностях Заринска, также был большой соблазн сократить расстояние по возвращению домой, выйдя из Алтайского края сразу в Новосибирскую область не по трассе М52, а напрямую в Маслянино, это всего каких-то 50 километров, что более чем в два раза меньше, чем если возвращаться на М52 по Заринской трассе, но все те же полевые дороги не захотели нас пропустить в родную область, возможно в более сухой время года или на более подготовленном для движения в условиях бездорожья транспорте сделать это было бы и возможно, но, располагая в наличии легковым автомобилем нам это сделать, не удалось. Правда и на Заринскую трассу мы тоже возвращаться не стали, а по дороге обнаружили, свежи построенную магистраль Алтай–Кузбасс, соединяющую Алтайский Барнаул с Кемеровским Белово, по ней и вышли сразу на Тальменку, ну а далее уже по известной дороге до дому.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 5 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации          

 

Много раз, бывав на Горном Алтае, сам Алтайский край долгое время для нас был неразведанным местом. Наконец-то нашлось время восполнить это упущение.

Степи и многочисленные соленые озера алтайского края по-своему красивы и полезны для здоровья. В окрестностях Змеиногорска уже пролегает граница с республикой Алтай и степные пейзажи уже начинают разбавляться первыми нагорьями. Озера Колыванское и Белое, очень красивы именно из-за своих берегов, на которых можно наблюдать причудливые еще небольшие, словно зарождающиеся, горные формы.

Однако эта поездка выявила и некоторые наши просчеты, и расхлябанность в подготовке к ней. Так, вместо озера Колыванского мы попали на озеро Белое, рядом с поселком Колывань, думая, что это оно, а как оказалось Колыванское находится немного в другом месте от одноименной деревни, и мы его проехали мимо. Так же мы потеряли очень много времени на поиск коротких путей по полевым дорогам, опять же спутав село Полковниково, с музеем, посвященным летчику-космонавту Титову, с селом Плотниково, где естественно никакого музея нету. Порадовало то, что древний подземный храм, мы таки умудрились отыскать засветло, а вот уже небольшой водопадик, между Залесово и Пещеркой найти нам в темени уже не удалось. И опять проплутав до полуночи, по полевым дорогам в поисках короткого пути, мы были вынуждены вернуться на общедоступные магистрали и возвращаться домой уже по ним, благодаря всем этим коротким путям дома мы оказались лишь утром на рассвете J

Но как всегда все хорошо, поездка удалась!

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru