Сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Ергаки-Тува. 2022

Район похода

 

Поход совершён по территории Красноярского края и республик Тува и Хакасия, Кемеровской области.

Протяженность автомобильной части маршрута – 4900 км.

Протяженность пешей части маршрута – 95 км.

Сроки проведения – 22 июля - 14 августа 2022

Продолжительность – 24 дня

 

Схема маршрута

 

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Междуреченск – п. Майзас – п. Ортон – п. Балыкса – п. Бирикчуль – г. Аскиз – с. Бея – г. Саяногорск – с. Шушенское – г. Танзыбей – т/б Тушканчик – оз. Светлое – оз. Золотарное – ск. Видовка – пер. Птица – оз. Горных Духов – оз. Художников – ск. Парабола – оз. Малахитовая ванна – Стрелка – оз. Ледяное – Стрелка – оз. Черное – оз. Восьмерка – оз. Северное – вдп. Богатырь – оз. Глубокое – вдп. Грация – оз. Восьмерка – пер. НКТ – оз. Сказка – оз. Лазурное – пер. Спящий Саян – оз. Радужное – Висячий камень – ск. Орешек – оз. Радужное – Перекресток – вдп. Мраморный – оз. Мраморное – пик Учителей – Перекресток – оз. Радужное – Тармазаковский мост – с. Арадан – г. Туран – г. Кызыл – с. Целинное – Дургенский каньон – оз. Чагытай – с. Балгазын – г. Самагалтай – д. Холь-Оожу – д. Ак-Чира – д. Дус-Даг – с. Хандагайты – п. Саглы – п. Мугур-Аксы – г. Чадан – г. Ак-Довурак – пер. Саянский – г. Абаза – с. Бондарево – с. Бея – г. Саяногорск – г. Минусинск – г. Курагино – с. Кошурниково – вдп. Чинжебский – п. Артемовск – п. Выезжий Лог – п. Нарва – с. Шалинское – г. Красноярск – г. Дивногорск – с. Балахта – с. Троицкое – с. Шира – п. Туим – г. Ужур – г. Назарово – г. Ачинск – г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – Subaru Leone

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Главный штурман, фотограф, врач

3

Ситникова Алиса Игоревна

Штурман

4

Ситников Евгений Игоревич

Турист

5

Ситникова Алина Игоревна

Турист

 

График движения

 

22 июля 500км г. Новосибирск – г. Ленск-Кузнецкий – г. Междуреченск

23 июля 400км г. Междуреченск – п. Ортон – п. Усть-Веселый – г. Аскиз – с. Бея

24 июля 300км с. Бея – г. Саяногорск – с. Шушенское – п. Танзыбей – Тушканчик

25 июля 10км Тушканчик – Сказка – оз. Светлое

26 июля 10км оз. Светлое – оз. Золотарное – г. Видовка – оз. Светлое

27 июля 0км оз. Светлое

28 июля 5км оз. Светлое – п. Птица – оз. Горных Духов – оз. Художников

29 июля 10км оз. Художников – оз. Малахитовая ванна – Стрелка

30 июля 10км Стрелка – оз. Ледяное – Стрелка

31 июля 5км Стрелка – оз. Черное – оз. Восьмерка

1 августа 10км оз. Восьмерка – вдп. Богатырь – вдп. Грация – оз. Восьмерка

2 августа 5км оз. Восьмерка – НКТ – оз. Сказка – оз. Лазурное

3 августа 10км оз. Лазурное – Спящий Саян – вдп. Жемчужина Саян – оз. Радужное

4 августа 5км оз. Радужное – Висячий камень – ск. Орешек – оз. Радужное

5 августа 10км оз. Радужное – вдп. Мраморный – оз. Мраморное – оз. Радужное

6 августа 5+200 км оз. Радужное – м. Тармазаковский – с. Арадан – г. Кызыл

7 августа 50км г. Кызыл

8 августа 250км г. Кызыл – с. Бай-Хак – п. Балгазын – г. Самагалтай

9 августа 400км г. Самагалтай – д. Ак-Чира – с. Хандагайты – п. Саглы – пер. Арзайты

10 августа 450км пер. Арзайты – п. Мугур-Аксы – г. Чадан – пер. Саянский

11 августа 350км пер. Саянский – г. Абаза – г. Саяногорск – г. Минусинск

12 августа 800км г. Минусинск – с. Кошурниково – с. Шалинское – с. Балахта

13 августа 700км с. Балахта – с. Туим – г. Ачинск – г. Мариинск

14 августа 500км г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск

 

Общие сведения о районе похода

 

Саяны

Название этого горного массива на юге Сибири, протянувшегося на северо-востоке от Алтая к западу от Байкала, произошло от некогда обитавшего здесь тюркоязычного племени. Фактически Саяны представляют собой две горные системы с абсолютно разным рельефом: Восточный Саян (наивысшая точка – гора Мунку-Сардык высотой 3491 метр) и Западный Саян (наивысшая точка – гора Кызыл-Тайга высотой 3121 метр), а также место их пересечения – Центральный Саян. В горах проложено множество маршрутов для трекинга – сюда приезжают, чтобы посмотреть на удивительный таежный ландшафт и почти нетронутую дикую природу, которая особенно живописна в весенние и зимние месяцы.

Главная ценность этих мест – Саяно-Шушенский заповедник, что простирается на территории Западного Саяна на юге Красноярского края. В нем обитает около 100 видов животных: бурый медведь, марал, кабарга, росомаха, соболь, рысь и снежный барс (ирбис), занесенный в Красную книгу. В горных тундрах можно встретить северных оленей. Для любителей активного отдыха привлекательны Столбы в Восточных Саянах – уникальные в своем роде столбообразные скалы, сформировавшиеся в результате выветривания и выщелачивания горной породы.

С точки зрения геологии Саяны можно считать совсем молодыми, так как образовались они всего 400 миллионов лет назад. Но различные находки – в частности окаменевшие водоросли, обнаруженные в этих местах – говорят о том, что этот удивительный ландшафт когда-то был дном мирового океана.

 

Ергаки и Арадан

Ергаки, в переводе с тюркского, – пальцы. Так называется один из хребтов Западного Саяна на правобережье Енисея в административном районе Ермаковском Красноярского края между Абаканом и Кызылом. Сейчас в России нет поклонника горного туризма, альпинизма и скалолазания, которому не было бы известно это слово. А между тем прозвучало оно недавно.

Уникальность хребта состоит в том, что он обладает многими признаками классического высокогорного ландшафта среди окружающего его западно-саянского среднегорья. Это и отвесные скалистые пики и скальные стенки, и глубокие каньоны и ущелья, и горные реки, ручьи и озёра, и немалые высоты перевалов и вершин (до 2200 м). Плюс к этому компактность и доступность. Протяжённость хребта по долготе и широте не превышает 20 км, рядом проходит федеральная автотрасса М-54 "Красноярск-Абакан-Кызыл".

 Первооткрывателями живописной природы хребта были красноярские художники в начале пятидесятых годов прошлого века, всплеск интереса к этому району приходится на начало девяностых, когда в результате развала Советского Союза и начавшихся межнациональных конфликтов российские любители горного туризма и альпинизма лишились таких центров своего "обитания", как Кавказ, Памир, Тянь-Шань.

 В связи с возросшей популярностью хребта, на него многократно увеличилась экологическая нагрузка и в 2005 году, с целью сохранения и охраны уникальных природных комплексов Западного Саяна, постановлением Совета администрации края был учреждён краевой природный парк "Ергаки". Территория парка составляет 217 тысяч гектаров и включает в себя пять хребтов Западного Саяна: Ергаки, Метугул-тайга, Араданский, Кулумыс и Ойский и, в зависимости от экологической ценности, разделена на 3 функциональные зоны с различным режимом  и охраны:

 – зона особой охраны - 25% территории парка, где запрещён любой вид хозяйственной деятельности, в том числе и туризм;

 – рекреационно-туристическая зона - 73% территории парка; предназначена для развития всех видов туризма и традиционных видов природопользования;

 – хозяйственная зона - 2% территории парка; предназначена для застройки объектами туризма.

 В настоящее время на территории парка функционируют 9 туристических баз, планируется строительство отелей в хозяйственной зоне парка и на его границах, в посёлках Танзыбей и Арадан.

 Климат на территории парка резкоконтинентальный (средние температуры января -17, а июля от 12 до 23 градусов). Выпадает много осадков, особенно в мае - сентябре. Климат неустойчив, с подъёмом в горы температура понижается. Наиболее благоприятный период для путешествий – конец июня - середина августа. Погода может резко и многократно меняться в течение суток.

 Опасности – характерные для горных районов: сходы снежных лавин, селевые потоки, штормовые ветра, природные пожары, весенние половодья, дождевые паводки и др.

 Охрана парка осуществляется инспекторами отдела охраны "Дирекции природного парка Ергаки" и осуществляется путём проведения рейдов по территории парка, регистрации посетителей, проведения инструктажей и контроля соблюдения режима природного парка посетителями.

 С 2004 года на территории парка действует пост поисково-спасательной сужбы МЧС. Основными функциями поста являются регистрация туристических групп, оказание помощи и спасение людей, попавших в чрезвычайные ситуации.

 Одним из популярных мест в парке является озеро Радужное. В окрестностях озера сосредоточены основные символы Ергак, такие как скальный монолит "Спящий Саян", "Висячий камень". Отсюда расходятся большинство маршрутов по парку, как радиальных однодневных, так и транзитных.

 К путешествию по парку надо готовиться серьёзно. Обязательны карта, описание маршрутов, компас, тёплые вещи, непромокаемые накидки и чехлы, обувь, пригодная для хождения по камням и болотам, топорик. Не помешает альпеншток. Следует иметь ввиду, что на большинстве стоянок проблема с сухими дровами, поэтому неплохо иметь газовую горелку.

 

Кызыл

Каждый город имеет свою неповторимую изюминку, свой уникальный облик, оставленный печатью истории. Таков и Кызыл – столица Республики Тува, географический центр Азии. Город, где, казалось бы, время замедлило свой бег. Ходишь по городу и удивляешься: «Неужели я попал в советские времена?» Такое впечатление складывается уже в первые минуты, проведенные в Кызыле. Здесь почти нет новостроек, даже в центре города в изобилии можно увидеть хрущевки, блочные пятиэтажки, а то и простые деревянные постройки.

Кызыл довольно молодой город, в 2014 он отметил свой первый столетний юбилей.

Город был образован в 1914 после вхождения края Урянхов – Золотой Тувы в состав России. Царское правительство активно расширяло границы империи, и после объявления о протекторате России над краем Урянхов, было решено приступить к строительству поселка для русских переселенцев, который должен был развиться в административный, культурный, промышленный и торговый центр Тувы. Местом для нового города была выбрана Тувинская котловина – возвышенная равнина, точка слияния рек Бий-Хем (Большого Енисея) и Каа-Хем (Малого Енисея), которые, сливаясь воедино, образуют Улуг-Хем (Верхний Енисей).

Так возник Белоцарск. Но в 1918 он переменил свое название на Хем-Бельдир. С этим именем поселение просуществовало до 1926, когда Красная Армия одержала полную победу над белогвардейцами, с тех пор молодое тувинское поселение получило название «Красный», что по-тувински звучит Кызыл.

 

Трасса «Абакан – Большой Ортон – Таштагол»

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Аскизском районе в этом году началось строительство автодороги Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к Междуреченску.

Работу ведет подрядная организация ООО «Сибиряк» (г. Красноярск) с использование высоких технологий.

Как сообщают в пресс-службе минтранса Хакасии, на данный момент все виды работ по подготовке земляного полотна, откосам, кюветам выполнены на 90%. Отремонтированы водопропускные трубы. Осталось произвести асфальтирование, установку барьерных ограждений.

План работ на 2022 идёт с опережением графика.

Сейчас идет монтаж асфальтового завода в поселке Вершина Тёи, чтобы в дальнейшем заливать асфальтобетонное покрытие.

 

Трасса «А163»

Трасса А163 проходит по пустынным районам Республики Тывы. Эта дорога связывает Овюрский кожуун (район) с другими районами этой республики. Маршрут Чадан — граница с Монголией протянулся на 89 км.

Свое начало трасса А163 берет от трассы А162 Кызыл — Тээли, рядом с городом Чадан. Дальше, автотрасса А-163 направляется на юг, двигаясь по долине реки Улуг-Хондергей, и через 20 км проходит через одноименный поселок Хондергей. После этого, трасса А163 преодолевает перевал Хондергей. Затем дорога идет по Убса-Нурской котловине.

И примерно через 10 км от трассы ответвляется дорога, идущая в Горный Алтай на Мугур-Аксы, это 71 км трассы А-163. Дальше маршрут на 84 км трассы проходит через райцентр Хандагайты. Здесь на юг уходит грунтовая дорога до погранперехода «Хандагайты», а на восток есть трасса Хандагайты — Дус-Даг — Самагалтай, которая связывает трассу А163 с трассой М54 «Енисей».

Климат вдоль маршрута Чадан — граница с Монголией суровый, резко-континентальный. Холодная зима и жаркое лето. Воздух в этом районе сухой, осадков выпадает мало.

Дорога А163 проложена по степной и гористой местности, основной пейзаж — это полупустынная степь, на перевале есть лесные лиственничные массивы.

Ширина проезжей части у трассы А163 стандартная, около 7 метров. Состояние асфальтового покрытия среднее. Из-за малого трафика и сухой погоды, дорога сохранилась в нормальном состоянии, хоть здесь и давно не делали ремонт.

После пересечения границы, эта дорога ведет в монгольский город Улангом. В плане у монгольских дорожников построить современную трассу до китайского города Урумчи.

 

Трасса «Саяны»

Трасса «Саяны» является дублёром федеральной автодороги Р-257. Проходит она сквозь тайгу, взбираясь пыльной лентой на горные хребты Восточного Саяна по практически незаселённым местам. По обеим сторонам от неё лишь красота природы и история. Дорога пересекает красивейшие реки Сисим, Крол, Кувай, Сейбу, Джетку, Джебь, Козу, Тубу, Каспу и ещё с десяток речушек. На участке от Жаймы до Курагина рядом с ней бегут рельсы железной дороги Абакан — Тайшет, построенной в 1959-1965 годах.

«Саяны» — дорога очень молодая, проложили её только в середине 1990-х, а до появления железной дороги в этих местах вообще бывали разве что редкие охотники, геологи, да красные партизаны отступали через эти дебри во время Гражданской войны. Сегодня благодаря ей путешественникам доступны все туристические объекты этой части Восточного Саяна. Можно подняться на горы Аргыджек, Москва и Чебулак, искупаться в Чинжебском водопаде, порыбачить на Кизире, сплавиться по Мане и Шинде, спуститься в Баджейскую и Большую Орешную пещеры, побывать в музее строительства железной дороги Абакан — Тайшет в Кошурникове, увидеть Козинский и Крольский виадуки, заглянуть в тоннели, пробитые в Саянских хребтах. Также можно заехать в «аппендикс», ведущий из Курагина к Гуляевскому порогу, озеру Тиберкуль и экопоселению Обитель Рассвета, или в другой «аппендикс», соединяющий Выезжий Лог, где в 1967 году снимали фильм «Хозяин тайги», и село Партизанское, чтобы увидеть столбы выветривания на Кутурчинском Белогорье, подняться на Аргазинскую видовку и заглянуть в гости к малочисленному народу сету — в деревню Хайдак.

 

Описание маршрута

        

1 день 22.07., пт: г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Междуреченск, пробег за день 500 км.

Сразу после окончания рабочего дня, для того чтобы не попасть в вечерние пробки, быстро грузим заранее сложенные вещи в машину и выезжаем из города. План удался, получилось довольно быстро проскочить весь город, правда уже на выезде пришлось таки постоять в небольшой пробке на трассе.

Движемся без остановок, цель первого дня путешествия доехать до Междуреченска, после которого нас ожидает прямая короткая дорога через тайгу в Хакасию.

При подъезде к Новокузнецку, на вечернем небе сгущаются тучи и начинается дождь. Ужинаем блинчиками в придорожном кафе.

После, остается уже совсем немного до Междуреченска. Доехав до города, сначала решаем встать на ночевку в машине, так как дождь продолжается. Останавливаемся на стоянке в час носи, перед стелой при въезде в город. Но вскоре подъезжает фура, видимо тоже собирающаяся остаться здесь на ночлег и шум ее работающего двигателя, нас сильно напрягает. Немного подождав и предположив что глушиться она не собирается и видимо будет тарахтеть всю ночь, приходится сорваться с выбранного места в поисках более уединенного варианта.

Проехав Междуреченск, берем курс в сторону предполагаемого дальнейшего маршрута и движемся в сторону поселка Майзас. После которого собственного дороги в привычном понимании этого слова заканчиваются.

По пути находим довольно уютное место для ночлега на берегу реки Томь, располагаемся и засыпаем под шум дождя. На часах тем временем пол второго.

 

2 день 23.07., сб: г. Междуреченск – п. Ортон – п. Усть-Веселый – г. Аскиз – с. Бея, пробег за день 400 км.

Подъем в семь утра. С просоня поначалу спутали направление и уехали опять в Междуреченск, приходится разворачиваться и ехать обратно в сторону Майзаса. В Майзасе оказываемся в восемь утра, итого потеряли час времени. Найти понтонный мост через Томь тоже сразу не получается, но все же пересекаем реку и уходим на юг в тайгу.

Двигаясь довольно по неплохой грунтовке к десяти часам, доезжаем до Ортона. Уточняем у местных языков дальнейшее направление движения, начинает накрапывать дождь и тут же появляются сюрпризы с машиной: при выезде из поселка глохнем. Сначала думали, что просто карбюратор залило бензином – высушили, завелись поехали.

Дорога идет волнами и на ней приходится проезжать через множество луж, практически в каждой низине. Опять глохнем, открываем капот, пытаясь выяснить в чем все же дело, случайно бьет током, что помогает найти истинную причину неисправностей: повреждена высоковольтная катушка, видимо на ней трещина и при высокой влажности при проезде по лужам происходит пробой на корпус автомобиля, вместо поджига свечей зажигания. Дальше приходится пересекать мокрые места более аккуратно, порой встречаются очень затяжные и глубокие броды, из-за чего скорость передвижения сильно падает.

В полдень встречаем единственную за сегодняшний день машину. Ребята едут с Хакасии на Алтай, немного переговорили о дороге, выяснили что дальше на нашем пути будет золотоносный участок, где моют золото, соответственно уютных мест в ближайшее время не предвидится. Решаем здесь же у небольшого ручья остановиться на обед.

После обеда проезжаем золотарей, далее выходим на Усть-Веселый, после которого нам по-хорошему надо сворачивать на право, но хотелось доехать до Балыксы, где в три часа дня пополнили запасы топлива.

Возвращаемся к Усть-Веселому и уходим на нужное нам направление в сторону Бискамжи, после чего движемся уже на Аскиз. Оказавшись в цивилизации в семь вечера, снова заправляемся и пора искать место для ночлега.

Едем с сторону Саяногорска и ставим лагерь в небольшом леску рядом с селом Бея, на часах тем временем – восемь.

Потери сегодняшнего дня, помимо бобины – пробитый амортизатор. Разложив лагерь, безуспешно предпринимаем попытку снять его, не смогли, только потеряли время.

Костер, ужен и ранний отбой в девять часов.

 

3 день 24.07., вс: с. Бея – г. Саяногорск – п. Красный хутор – с. Шушенское – п. Танзыбей – Тушканчик, пробег за день 200 км, пробег за день 300 км.

Подъем в восемь утра. До Ергаков остается совсем немного. Проезжая через Саяногорск, заскакиваем к нашему хорошему знакомому Шаману, в Красный Хутор что на самом берегу Енисея. К большому сожалению, дома его не оказывается, решаем по возможности заскочить еще на обратном пути при возвращении, а сами через Шушенское выходим на федеральную трассу «Енисей», после Танзыбея начинается горный перевал, за которым, собственно, и расположены наши Ергаки.

 

 

 

 

 

По приезду к месту, успеваем немного разведать точку выхода на тропу и найти неплохое место для ночлега недалеко от предполагаемого старта, радом с горной речкой, как начинается сильнейший ливень, который мы немного обогнали, когда двигались сюда.

В четыре часа, когда полетели первые капли дождя, быстро попытались поставить палатку, но не устели и быстро закинули ее в машину, где и пережидали непогоду.

Как только дождь закончился, ставим палатку, обедаем, приготавливаемся к завтрашнему походу. Ужин и отбой в восемь вечера.

 

4 день 25.07., пн: Тушканчик – Сказка – оз. Светлое, переход за день 10 км.

Встаем в восемь утра, завтракаем.

В десять, перетряхиваем рюкзаки, проверяя уже раз все снаряжение.

 

 

 

Собравшись и припарковав машину на стоянку, только в одиннадцать часов собираемся начать наш пеший поход, но перед выходом на тропу нас тормознул инспектор парка и заставил зарегистрироваться и прослушать инструктаж по нахождению в горах. Потеряли на это час времени и на тропу вышли только в полдень, а идти до озера Светлого, на котором мы собираемся расположиться на ночлег, весьма прилично около десяти километров.

 

 

Приходится двигаться в темпе, временами накрапывает дождик, после подъема на Муравьиную горку, в четыре дня делаем небольшой отдых и перекус на Сказке, после чего продолжаем движение к Светлому.

 

 

Добравшись до озера, обходим его полностью по левому берегу и в семь вечера, ставим лагерь в северной его части – отсюда нам будет более удобно выходить в радиалку и на продолжение дальнейшего маршрута.

 

 

 

 

 

Располагаемся, ужин и отбой в полдевятого.

 

5 день 26.07., вт: оз. Светлое – оз. Золотарное – г. Видовка – оз. Светлое, переход за день 10 км.

Встаем в восемь утра, на озере вместе с нами просыпаются местные утки, завтрак, после чего в десять часов выдвигаемся в радиальный выход на озеро Золотарное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День дождливый, к озеру подходим к часу дня. Пробуем насколько возможно пройти к водопаду, расположенному в северной части, по левому берегу, но упираемся в осыпь крупного курума спускающегося со склона горы прямо в воду, в дождь и с детьми решаем дальше не идти, все уже немного подустали.

 

 

 

 

 

 

 

На обратном пути делаем сворот на обзорную гору Видовка, находясь на вершине в четыре дня погода резко начинает ухудшаться и мы спешим обратно к палатке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К Светлому возвращаемся к семи вечера. Сегодня мы все изрядно промокли. Приводим себя в порядок, даже купаемся в озере несмотря на довольно прохладную воду 😊.

 

 

 

Ужин в восемь и в десять отбой. Сегодняшний день выдался не из простых.

 

6 день 27.07., ср: оз. Светлое, переход за день 0 км.

Всю ночь идет дождь. Подъем и завтрак в десять утра и так как вчера мы все насквозь промокли, сегодня приходится делать дневку, для того чтобы просушиться перед предстоящим сложным переходом через категорийный перевал Птица, в надежде на то, что к завтрашнему дню распогодиться.

Собираем дрова для костра, разводим огонь, греемся, сушимся.

Продолжаем водные процедуры в освежающих водах озера, для тех, кто вчера не решился на это дело 😊.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В час дня балуем себя чайком. Позже перетряхиваем вещи, для того чтобы завтра не тратить на это время, а быть сразу собранными и готовыми выдвинуться в путь.

Ужин в семь и довольно ранний отбой для того, чтобы хорошо выспаться, в девять часов.

 

7 день 28.07., чт: оз. Светлое – п. Птица – оз. Горных Духов – оз. Художников, переход за день 5 км.

Ранний подъем в шесть утра. Запас времени нам сегодня не повредит, впереди нас ждет сложный переход через первый перевал на нашем маршруте – Птица, категории 1А.

 

 

 

Позавтракав, сразу выдвигаемся в путь. Чем выше мы поднимаемся, тем более захватывающие дух открываются перед нами окружающие виды.

 

 

 

 

 

 

 

В час дня перекус на седле перевала с видом на знаменитую Параболу. После чего спуск к озеру Горных Духов, вдоль береге озера приходится преодолеть довольно сложный участок крупного курумника, после попадаем на сложный крутой спуск по нехоженой тропе через одноименный водопад, с которой еще у нас получилось сбиться, к стоянке на озере Художников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В лагере оказались лишь полвосьмого вечера, очень много времени потратили на последний спуск от озера до озера, но хорошо, что успели до темна.

На стоянке почему-то оказалась не очень жизнерадостная атмосфера, посему мы просто быстро нашли место для палатки, установили ее, разложились, приготовили покушать. В девять вечера поужинали и в одиннадцать часов легли спать.

 

8 день 29.07., пт: оз. Художников – оз. Малахитовая ванна – Стрелка, переход за день 10 км.

Пока все досыпают, в шесть утра Игорь решает сбегать к Слоникам. За час добежал до горного озера перед отвесными скалами, отдохнул, пофотографировал и обратно к палатке. В восемь часов вернулся.

 

 

 

К девяти утра просыпаются остальные, переход сегодня несложный, поэтому сильно не торопимся и выходим на маршрут только в одиннадцать.

Как только вышли и преодолели довольно затяжной и крутой спуск, оказались возле Малахитовой ванны и не смогли удержаться от того, чтобы принять ее 😊. Вдоволь насладились бодрящими водными процедурами в горной реке, выпадающей с озера Художников и с каскада водопадов обрушающейся в озеро, правда при этом потеряли как минимум час времени, но честно оно того стоило.

 

 

 

 

 

Полные сил и зарядившись водной энергией продолжаем спуск по тайге вдоль реки до Стрелки.

С запасом времени, в пять вечера приходим на стоянку, готовим ужин и в семь кушаем.

Другие туристы, приходящие на стоянку, подсказывают нам, что возможно на тропе по пути сюда мы обронили панамку. Не найдя аксессуар, в восемь часов, пока еще окончательно не стемнело, приходится возвращаться с километр назад, ну хоть хорошо, что поиски оказались успешными и панама нашлась.

Довольно поздний из-за поисков отбой в десять.

 

9 день 30.07., сб: Стрелка – оз. Ледяное – Стрелка, переход за день 10 км.

Ранний подъем в шесть часов. Сегодня запланирована довольно длительная и тяжелая радиалка на озеро Ледяное.

Быстрые сборы и завтрак, после чего в восемь утра выходим на тропу, которая идет по берегу Тайгиша.

 

 

 

 

 

 

 

Дорога оказывается не простой, тропа мало хоженая, приходится пробираться сквозь лесные заросли с постоянным набором высоты. Только к часу дня, добираемся до маленького озера, от которого до цели остается еще около километра по крупному куруму.

 

 

 

К сожалению, временем на его преодоление уже не остается, мы достигли точки не возврата, если еще промешкаемся, то по времени не успеем засветло вернуться к стоянке, а ночью в темени идти по горным и лесным тропам совсем не вариант. Приходится принять данную ситуации, пообедать и выдвигаться в обратный путь в два часа после полудня.

 

 

 

Вернулись к палатке в семь вечера, в восемь ужин и через час в девять ночной сон.

 

10 день 31.07., вс: Стрелка – оз. Черное – оз. Восьмерка, переход за день 5 км.

Подъем снова пораньше в шесть утра: завтрак, сборы и в девять часов выходим в верх по тропе вдоль Тайгишонка к Двойному озеру.

 

 

 

 

 

 

 

Во время обеда, возле снежника рядом с горами, нас решил удивить начавшийся дождик, но еще больше удивил водопад, появившийся сразу после дождя на этих склонах.

 

 

 

В целом тропа сегодня была не сложная, за исключением участка с крупным курумом под конец перехода, перед Черным озером, после которого нас уже подуставших сильно вымотал последний подъем к Восьмерке.

 

 

 

В шесть часов вечера, на месте стоянки у озера, пытаемся расположиться, с трудом находим более-менее ровное место без камней, в которое можно втиснуть палатку.

Ужин в восемь вечера, на сон – в девять.

 

11 день 1.08., пн: оз. Восьмерка – вдп. Богатырь – вдп. Грация – оз. Восьмерка, переход за день 10 км.

Сегодня у основной части нашей команды дневка, погода стоит нестабильная и брать два предстоящих перевала, один из которых категорийный, довольно рискованно.

Поэтому пока все наслаждаются сном, Игорь встает полшестого утра, завтракает и через час в одиночку идет в радиалку к водопадам Богатырь и Грация, расположенными рядом с озерами Северное и Глубокое. На предстоящем маршруте предполагается преодолеть два перевала: Межозерный категории 1Б и вспомогательный некатегорийный.

 

 

 

На вершину первого категорийного перевала по осыти и крутому склону удается подняться к пол восьмому, спуск с него занял столько же времени – час.

 

 

Далее несложный путь до Северного озера и по его берегу до водопада.

В девять часов утра, приходится любоваться мощью, наверное, одного из самых сильных и могучих водопадов Ергаков – Богатырь.

 

 

 

После чего приходится немного вернуться назад и уйти на некатегорийный перевал из курума за которым расположено озеро Глубокое. В половине одиннадцатого была взята вершина перевала, однако до самого водопада Грация еще приходится преодолеть довольно значительное расстояние и только через час в половине двенадцатого удается подойти к непосредственно к водопаду.

 

 

 

Небольшой отдых и наслаждение на этот раз одним из самых красивых водопадом здешних гор, затем в полдень начитается возвращение назад к стоянке на Двойном озере через те же самые два перевала.

В два часа находясь и делая передышку на седле категорийного перевала Межозерного начинается дождь, но на удачу впереди остается лишь спуск, а родная палатка наблюдается в пределах видимости. Чтобы понапрасну не мокнуть приходится заканчивать с перекусом и отдыхом и начинать потихоньку спускаться. Двигаться приходится осторожно, так как мокрые камни скользкие и легко оступиться, по этой причине на спуск уходит немного больше запланированного времени.

Через час – в три дня, спуск заканчивается, отдых от насыщенной экспресс дневки в палатке.

 

 

 

 

 

В восемь вечера ужин и в девять спать.

 

12 день 2.08., вт: оз. Восьмерка – НКТ – оз. Сказка – оз. Лазурное, переход за день 5 км.

Дождавшись хорошей погоды, с целью успеть преодолеть два перевала, пока она стоит, сегодня ранний подъем в шесть часов, быстрый завтрак и сборы в семь утра и на штурм категорийного 1A перевала НКТ выходим полдевятого.

На удивление без особых сложностей и усилий штурмуем его, поднимаясь по каменной осыпи. Буквально уже через час, в половине десятого, оказываемся на вершине перевала и наслаждаемся с высока удивительными, захватывающими дух обзорными видами. С вершины перевала даже вдалеке виднеется автомобильная трасса, к которой мы будем двигаться на выход с маршрута.

 

 

 

 

 

 

Ровно в десять часов, после отдыха и фотосессии, на которой запечатлели как нам удалось схуднуть в процессе похода, не прикладывая к этому никаких усилий 😊, не спускаясь вниз к озеру Сказка, траверсом выходим на второй перевал по сложному и довольно крупному курумнику. Переход между перевалами занял у нас довольно много времени – целых три часа – до часу дня, но в целом, пока все у нас идет хорошо и время позволяет устроить на седле перекус, впереди, по сути, остается только спуск до озера Лазурного, конечной точке нашего сегодняшнего намеченного плана.

Отдышавшись и подкрепившись в два часа после полудня, начинаем спускать сначала в долину, а затем по лесу к Лазурному озеру.

Уже при подходе к Лазурному начинает накрапывать дождик, хорошо все же что сегодня вышли пораньше.

До озера добрались к пол пятому, как только пришли устроили перекус с чаем и тушенкой, выход с маршрута уже близко и можно потихоньку начинать разгружаться, да и до ужина еще прилично времени.

 

 

В лагере на озере, узнаем, что буквально за день до нашего прихода егеря здесь подстрелили медведя, вышедшего к людям и теперь, туристы здесь ведут себя более осторожно 😊.

Вечер проходит неспешно, отдыхаем, набираемся сил перед, можно сказать заключительным, завтрашним броском. Ужинаем в восемь, спать ложимся в десять.

 

13 день 3.08., ср: оз. Лазурное – Спящий Саян – вдп. Жемчужина Саян – оз. Радужное, переход за день 10 км.

Опять-таки чтобы экономить время светового дня, встаем пораньше в шесть утра. в семь часов завтракаем, накрапывает дождь, но нас уже предвкушающих окончание маршрута он не смущает и в девять часов утра мы стартуем на переход к Радужному озеру, впереди по пути к нему нас снова ожидает перевал категории 1А – Спящий Саян.

В пасмурную погоду, когда в горах все затянуто пеленой облаков и туч, трудно ориентироваться на местности и нам приходится немного повозиться и потратить время на поиски правильной тропы, ведущей к Спящему Саяну.

Несмотря на весьма некомфортные погодные условия и сложный крупный курум на подходе к перевалу, с подъемом мы справились, на улице тем временем распогодилось, начинает прогладывать солнце и с его лучами настроение сразу поднимается.

В половине второго дня, отмечаем взятие еще одной вершины Спящего Саяна категории 1A и видимо уже последней из категорийных перевалов, далее маршрут под завершения похода предполагается уже более простым.

Расположившись на языке гребня, подкрепляемся, пьем чай, фотографируемся.

Далее сначала по гребню горы, затем по полке вдоль волос Саяна, спускаемся к Радужному озеру, уже перед самим озером приходится преодолеть спуск по крупному куруму, после чего по цивилизованному дощатому настилу проходим на организованную туристическую стоянку – Малая Буйба, где в половине пятого, располагаемся, ставим палатку опять таки на настиле.

На часах еще шесть часов и сегодня время до темна нам еще позволят сделать небольшую радиальную пробежку к близлежайшему водопаду Жемчужина Саян.

Не теряя его, за час к семи вечера, добегаем до водопада, снимок на память.

 

 

 

В лагерь к палатке возвращаемся так же за час к восьми вечера, через полчаса в полдевятого ужин, причем на этот раз аж за столом 😊. Отбой сегодня в десять часов.

 

14 день 4.08., чт: оз. Радужное – Висячий камень – ск. Орешек – оз. Радужное, переход за день 5 км.

Отсыпаться сильно не стали, подъем в половине седьмого утра и сегодня нас ждет активная дневка по маршруту, пролегающему недалеко от нашего лагеря.

 

 

Позавтракав и собравшись в небольшую пешую вылазку, в девять часов выходим на маршрут к Висячему камню и скале Орешек проходящему мимо Карового озера.

 

 

В одиннадцать утра поднялись к Висячему камню, благодаря тому что вышли пораньше, подошли в момент, когда еще вокруг него не собралась куча народу, успели сделать снимки без лишних людей в кадре и пошли подниматься дальше к Орешку.

 

 

 

 

 

В час дня, закончив восхождение, устроили обед с видом на совсем близко расположенную скалу.

После перекуса, были планы вернуться кольцом, пройдя дальше по гребню до Промежуточного перевала и спуститься с него в долину Спящего Саяна, по которой вчера шли к Радужному озеру. Однако, тропа оказалась весьма опасной, проходящей по крутому склону, на которой было легко поскользнуться и сорваться. Учитывая тот факт, что маршрут и геройства мы уже завершили, а сейчас просто больше наслаждаемся отдыхом, приняли решение уже не утруждать себя и спокойно вернуться назад по уже пройденному и известному пути через Висячий камень.

В лагерь прибыли в три часа дня, устроили сон-час и оставшиеся время посвящаем отдыху, перед планируемым завтрашним завершающим наше саянское турне радиальным и довольно длительным по расстоянию выходом.

Ранний ужин в семь вечера и непоздний отбой в девять часов.

 

15 день 5.08., пт: оз. Радужное – вдп. Мраморный – оз. Мраморное – оз. Радужное, переход за день 10 км.

Из-за сегодняшнего предполагаемого длительно перехода приходится вставать довольно рано – в шесть часов утра.

После завтрака и быстрых сборов, в восемь выходим на радиалку к Мраморным водопаду и озеру.

Предполагали маршрут напрямую с выходом к озеру через безымянный некатегорийный перевал, но после Перекрестка немного сбились и ушли на тропу, идущую в обход опять же через некатегорийный Тушканчик, возвращаться, однако уже было поздно и приходится наматывать незапланированные лишние километры пути.

После затяжного подъема с небольшим уклоном и набором высоты, перевал Тушканчик проходим в половине одиннадцатого. Спускаемся с него с чуть большей крутизной и внизу оказываемся в аккурат в полдень.

Далее по одноименной с перевалом реке Тушканчик, поднимаемся по тайге к Мраморному водопаду, в одном месте приходится перебраться через нее на противоположный берег.

 

 

 

На, пожалуй, одном из красивейших мест Ергаков, в час после полудня, располагаемся на отдых и обед, в живописнейшем месте у подножья каскада водопада, наслаждаясь величием падающих с высока бурных и могучих потоков воды.

 

 

 

 

 

После того как хорошо и качественно отдохнули и подкрепились, поднимаемся по крутому каменистому склону на верх водопада, откуда выходим к одноименному Мраморному озеру.

В два часа дня начинаем возвращение назад, на этот раз по тому маршруту, по которому планировали идти сюда, сократив расстояние, через безымянный некатегорийный перевал, расположенный рядом с Мраморным озером с выходом через него прямо к Перекрестку и Каровому озеру.

Подъем оказался не из простых: мало нахоженная тропа с крутым уклоном по скользкой осыпи мелкого курума. Как оказалось, на перевал можно зайти двумя путями: но левой и правой части горы. Мы поднимались по левой, нам показалось что здесь проще, так как расстояние меньше, а сложность подъема примерно одинаковая.

В шестнадцать часов забрались на вершину перевала и после сложного и продолжительно подъема на верху нас ждали чудесные виды, мы не смогли устоять от соблазна сделать в столь чудесном месте внеплановый привал для того, чтобы немного восстановить силы, утраченные при подъеме.

 

 

 

Тропу на спуск вниз, мы, к сожалению, разглядеть не смогли и начали спускать траверсом, благо по началу склон был очень приветливым, без каких-либо сложностей. Но затем начались приключения в виде встречающихся участков с крупным курумом, которые приходилось пролезать; густых зарослей кустарника, через которые приходилось пробираться и под конец нас ожидал еще и заболоченный участок. Но, все трудности, которые выпали на нашем пути мы успешно преодолели, хотя они были действительно не из простых.

В лагерь вернулись лишу к семи вечера, затратив на возвращение по короткому пути столько же времени, сколько шли туда в обход по длинному маршруту. Изрядно уставшие от сегодняшней финальной, но продолжительной и затяжной радиалки, к восьми вечера готовим ужин и после него в десять часов ложится на ночной отдых. Сегодня, можно сказать, подошел к концу заключительный день нашего вояжа по горам Ергаков, завтра нам уже предстоит с ними проститься, мы будем выходить в цивилизацию.

 

16 день 6.08., сб: оз. Радужное – м. Тармазаковский – с. Арадан – г. Туран – г. Кызыл, переход за день 5 км, пробег за день 200 км.

Отсыпаться не стали, в половине седьмого встали и начали готовить завтрак и собираться на выход с маршрута. Перетряхнули, проверили и сложили все вещи, покушали.

В девять часов утра, двинулись в сторону благ цивилизации. По обустроенной тропе быстро доскакали до Тармазаковского моста, несмотря на то что по пути обронили мягкую игрушку и пришлось потерять некоторое время на возвращении и ее поиски, но не даром – нашли.

После выхода с маршрута, наслаждаемся сервисом – обед в кафе альплагеря «пик Звездный». Тут же заказываем баню, а пока она готовится, решаем еще одну насущную для нас проблему с возвращением нашего автомобиля, который остался на Тушканчике. Для этого находим такси, так как не хочется тратить время на пробежку в десяток километров пешком, за время похода и так в принципе находились 😊.

Вернувшись с машиной, пока есть время до начала водно-парных процедур, разбираемся с вещами, впереди нас ждет теперь только автомобильная часть маршрута, соответственно раскладываем вещи, так чтобы было удобно с ними обращаться в последующие дни.

С трех до пяти вечера, наслаждается отдухом в бане и приводим себя в порядок во всех смыслах этого слова и в физическом, и в моральном 😊.

Расслабленные и полные энергией в половине шестого вечера, решаем ехать дальше по автомобильной части маршрута до Кызыла, где нам нужно получить разрешения на проезд по приграничной с Монголией территории.

Забыли про сувениры . Приходится мотануться назад, сделав незапланированный кружок примерно в сотню километров с потерей времени пару часов.

В результате этих незапланированных приключений, к Кызылу подъезжаем уже к ночи только к одиннадцати часам. В впотьмах не смогли найти предполагаемое место ночевки на вершине горы, рядом с монастырем и чудесным обзорным видом на город, где мы останавливались несколько лет назад, во время нашего прошлого похода по Ергакам в 2019 году.

Приходиться тупо вернуться немного назад от города и найти сверток на место, где можно расположиться на ночлег. Отбой сегодня в 23:00.

 

17 день 7.08., вс: г. Кызыл, пробег за день 50 км.

Встали утром в восемь, позавтракали в десять часов едем в Кызыл – столицу Тувы. Сегодня выходной и необходимые для въезда в приграничную территорию с Монголией документы мы сможем получить только завтра, а пока мы находится, пожалуй, в единственном крупном городе республики и располагаем некоторым свободным временем, нам нужно решить вопрос со сломанным амортизатором, найдя хотя бы похожий аналог и произвести его замену.

Но на часах уже полтретьего и время сначала подкрепиться, не найдя ничего приличного из национальной кухни, останавливаемся на варианте пиццы в цивильном кафе.

Находим мастерскую, в которой получается снять амортизатор и получить контакты места, где его могут прокачать. Снимаем, едем, прокачиваем, возвращаемся ставим – не помогло, вернее помогло, но всего лишь на несколько километров.

Покупаем в магазине похожий, но чуть больший по длине, снова едем в туже мастерскую, меняем, опять не то, слишком длинный, хода на груженной машине совсем нет.

На сегодня, уже подустав от квеста с поисками и заменами амортизатора, под вечер пока еще успеваем, с четырех до шести часов, собираемся посетить национальный музей Республики Тува.

После ознакомления с экспозицией музея и историей здешних мест, поведанную экскурсоводом, продолжая культурную программу сегодняшнего вечера, едем в центр Азии!

 

 

 

 

Прогулявшись по набережной Енисея, в голову приходит идея, почему бы нам не искупаться. Переезжаем на противоположный берег и с семи до восьми вечера, купаемся в бурных водах великой сибирской реки, рядом с расположенной неподалеку огромной позолоченной статуей Будды.

Начинает темнеть, к девяти часам возвращаемся к въезду в город и снова ищем место для ночлега, которое вчера найти не сумели. Сегодня, пока еще солнце совсем не село, поиски оказываются более продуктивными, поднимаемся в гору по крутой гравийной дороге до места стоянки, а далее еще пешком едем на ее вершину к храму. Пока поднимались на улице окончательно стемнело и на самом верху мы получили наслаждение от прекрасного обзорного вида на ночную столицу республики Тува – город Кызыл.

Спустившись в низ к машине, в темени, ставим палатку и готовим ужин, на часах тем временем уже десять. Спать легли только в одиннадцать часов.

 

18 день 8.08., пн: г. Кызыл – с. Бай-Хак – г. Самагалтай, пробег за день 250 км.

Ранний подъем половине шестого утра. Еще раз в качестве зарядки, сбегали на вершину к Будде, затем позавтракали и в восемь часов выдвинулись в дорогу к пограничникам за пропусками.

Приехали немного раньше положенного, приходится немного подождать. Получив необходимые документы, пока на часах еще рабочее время, предпринимаем очередную попытку найти необходимую нам деталь в виде заднего амортизатора в столице Тувы – Кызыле. Снова долго катаемся по городу в надежде найти, тот, что точно подойдет, уже почти отчаявшись и решив, что это последняя попытка, после которой если опять не окажется в наличии, едем в том состоянии, в котором находимся, хотя это совсем не хорошо, как минимум в дальнейшей скорости и комфорте передвижения придется сильно потерять.

Но чудо таки случилось, нашли, в наличии было даже два! Взяли один, о чем в последствии пожалели. Опять на уже ставшее родным СТО, в час после полудня, опять замена, но на этот раз удачная! С чувством выполненного долга, в виде решенной важной проблемы, перед выездом в половине второго перекусываем вкусными бузами в кафе, затем в два часа дня заправка и далее в приподнятом настроении покидаем город, в котором нам пришлось несколько задержаться 😊.

Едем по автомобильной трассе в сторону Самагалтая. Время, проведенное на СТО, дало нам небольшой бонус в виде подсказки одной из достопримечательностей, расположенной по нашему дальнейшему пути, о которой при планировании маршрута дома мы не знали – проехав около пятидесяти километров по дороге, сворачиваем в сторону Дургенского водопада и каньона.

Далее дорога идет по гравийке. К четырем часам, подъезжаем к каньону, дальне от начала каньона и до водопада дальнейший путь уже проходит по пешеходной тропе вдоль каньона, но идти не долго и вскоре мы оказываемся у нашей цели – водопада.

 

 

Запечатлев красоты реки Дурген, на обратном пути, так как на улице сегодня довольно жарко, в половине шестого вечера, останавливаемся освежиться на озере Чагытай. Часовая остановка на водные процедуры и чай на берегу водоема.

Далее, когда на часах уже половина седьмого вечера, чтобы не терять время на возвращение назад, которого уже практически на сегодня и не осталось, выбираем короткий прямой выезд на трассу в сторону Балгазына, это существенно сокращает наш путь.

В поселок прибыли лишь в девять часов, когда на улице уже смеркалось, закупились продуктами и пополнили запасы воды, далее по уже трассе движемся на Самагалтай, после проезда которого сворачиваем с федералки в сторону Монголии, поближе к границе.

Дальнейший наш путь будет пролегать прямо вдоль границы с соседним государством, но это уже на последующие дни, а сегодня, когда на часах уже десять, близится ночь и уже стемнело, располагаемся на ночлег за городом в степи. Быстрый ужин, разбивка лагеря и отбой в половине одиннадцатого.

 

19 день 9.08., вт: г. Самагалтай – д. Ак-Чира – с. Хандагайты – п. Саглы – пер. Арзайты, пробег за день 400 км.

Встали в полвосьмого утра, быстро перекусив, уже в девять часов продолжаем движение вдоль монгольской границы по грунтовой дороге.

Съехав с асфальта, амортизатор на починку которого потратили столько много времени, опять развалился . Приходится мастерить из подручных средств отбойник, для того чтобы хоть как-то смягчить удары кузова о подвеску.

Дорога, по которой движемся, временами не совсем ровная и скорость передвижения по ней, с учетом отсутствующего амортизатора, существенно падает.

Проходим пограничный блокпост с проверкой документов и выяснением нашего дальнейшего маршрута и целей пребывания в пограничной территории.

 

 

Затем проезжаем мимо огромного соленого озера Убсу-Нур, находящегося на монгольской стороне. Следом начинается горный участок дороги с перевалами, на вершине одного из которых, вблизи горы Дус-Даг, делаем остановку на обеденный перекус и чаепитие. Далее дорога делает небольшой крюк, объезжая по перевалу опять же монгольский участок горного массива, после чего спускается вниз к селу с пограничной заставой Хандагайты.

В пять вечера, находясь в какой-никакой цивилизации, закупаемся всем необходимым в магазинах и продолжаем движение вдоль границы до поселка Саглы, миновав который, дорога начинает подниматься на перевал Арзайты, спустившись с которого и встаем на ночлег в половине десятого, расположившись на плато рядом с горной рекой.

 

20 день 10.09., ср: пер. Арзайты – п. Мугур-Аксы – г. Чадан – г. Ак-Довурак – пер. Саянский, пробег за день 450 км.

Сегодня встаем в шесть утра, неспешный завтрак и выезд в восемь часов.

По нашему намеченному плану, мы должны были сегодня выйти через село Шуй на Ак-Довурак к асфальтированным дорогам, это всего-то около сотни километров, но добравшись до поселка Мугур-Аксы, обнаруживаем что далее дорога идет только в сторону Алтая, сделав еще несколько попыток проезда, понимаем что за приемлемое время по этим тропам к намеченной цели мы не доберемся, да еще и с неисправной подвеской.

В два часа по полудню, обедаем на берегу горной реки, недалеко от места предыдущего ночлега, после чего возвращаемся той-же дорогой, что и приехали сюда, практически до самого Хандагайты, до того места как ушли с асфальта, фактически потеряв сутки на эту прогулку.

Оказавшись на асфальте, к половине шестого вечера подъезжаем к городу Чадан. Проехав который, движемся в сторону Ак-Довурака, где не смогли найти место чтобы покушать, приходится проехать его мимоходом и уйти на трассу к Саянскому перевалу.

Найти кафе для того, чтобы поужинать, получилось довольно поздно, только в девять часов, перед самим подъемом.

Но надо отметить, случилось это вовремя, после трапезы, погода резко ухудшилась, начился дождь. Пройдя перевал, долго искали место для ночлега с учетом мокрой погоды и практически спустившись с него, нашли довольно уютный уголок на берегу горной реки Она, осталось только поставить палатку и лечь спать. Время на часах одиннадцать.

 

21 день 11.09., чт: пер. Саянский – г. Абаза – г. Саяногорск – г. Минусинск, пробег за день 350 км.

Встали в семь часов, завтрак и выезд в девять утра.

К одиннадцати часам добрались до Абазы, попробовали сократить путь, уйдя с федеральной трассы и взяв курс на более прямую дорогу к Беи, но вскоре дорога стала становиться хуже, а потом и вовсе превратилась в полевую накатку, поняв, что время в пути мы так не сэкономим, пришлось развернуться и возвращаться на старый маршрут по общественным дорогам, на разведку и экскурсию потеряли примерно час времени.

Успокоившись и обуздав свои амбиции по прохождению дорог короткими путями, добираемся до Бельтирского, через который уже проезжали в начале нашего путешествия и делаем вторую попытку попасть к нашему знакомому Шаману, по той же дороге что и ехали в первый раз, через Бею прямиком на Саяногорск.

Доехав до Саяногорска и перебравшись в Майне на противоположный берег Енисей, в три часа дня, доезжаем до Красного Хутора, где практически на самом берегу реки и обустроился наш знакомый.

Встречаемся, обедаем, объедаемся домашней сливой, в пять вечера баня и в шесть часов прощаемся, выезжаем и следуем дальше по нашему маршруту.

Чтобы упростить себе процесс приготовления ужина, закупаемся копченой рыбой на форелевом хозяйстве. Спокойно начать движение получилось лишь в семь часов вчера.

Держим курс на Чинжебский водопад. Добраться до которого сегодня у нас наверняка не получиться, слишком уж мало времени остается в нашем распоряжении.

Но ночевку встаем между Минусинском и Курагино, съехав с дороги в кювет и оказавшись в поле.

В девять часов наслаждаемся вкуснейшей рыбкой под пиво, спать ложимся в половине одиннадцатого.

 

22 день 12.09., пт: г. Минусинск – с. Кошурниково – с. Шалинское – г. Красноярск – с. Балахта, пробег за день 800 км.

Отсыпаться не стали и встали пораньше в шесть утра. Позавтракали, доели рыбу и перед самым выездом обнаружили полностью высаженный аккумулятор, чему были несколько удивлены, так как предпосылок того, чтобы вчера чего-нибудь забыли выключить, не было. Как оказалось впоследствии, он просто выработал свой ресурс и случилось это как нельзя ни вовремя, именно в поездке.

На часах – восемь. Идем на дорогу в поисках помощи, нас интересуют машины, которые хотя бы смогут съехать с дороги по спуску и подобраться к нам. Дорога малопроезжабельная, приходится потратить некоторое время в ожидании подмоги. Вскоре, на помощь пришел трактор, спасибо ему большое за это, но даже ему было довольно проблематично спуститься к нам по крутому придорожному откосу. Следующим препятствием для нас стали довольно коротки силовые провода для прикуривания, так как аккумулятор у трактора находится довольно высоко, пришлось немного повозиться с парковкой для того, чтобы дотянуться до энергии и на последок, к нашему счастью, бортовая сеть сельскохозяйственной техники, также как и у нашей машины оказалась двенадцати вольтовой, но для пущей уверенности мы все же перепроверили вольтаж перед подзарядкой.

Поблагодарив тракториста и немного подзарядив аккумулятор, на случай того, что, если случайно заглохнем, чтобы была возможность завестись уже без посторонней помощи, выбираемся на дорогу.

Проезжаем Курагино, затем добираемся до села Кошурниково, где приходится немного поплутать в поисках правильного выезда к Чинжебскому водопаду.

Далее дорога превращается в грунтовку с довольно большими ямами и камнями, приходится сильно снизить скорость, так как наш амортизатор до сих пор неисправен и не отрабатывает такой кочкарник совсем, бережем машину, ведь нам еще очень далеко до дома.

Вскоре дорога начинает идти вдоль реки Шинда, затем пересекает ее по мосту и продолжается вдоль одного из ее притоков. Из-за низкой скорости движения на путь, казалось бы, не столь большой по километражу, пришлось потратить несколько часов времени. К часу дня, доехали практически до самого водопада, оставалось лишь совсем немного пройти пешком и лицезреть могучий поток, падающий с высокой горы.

В столь чудесном месте провели полтора часа, успели отдохнуть от грунтовой дороги и покушать, и вдоволь накупаться в бодрящих струях водопада, стоят под напором которых, оказываешься словно в естественном джакузи.

 

 

 

Сделав несколько снимком на память и израсходовав всю память на фотоаппарате, возвращаемся в Кошурниково, по той же дороге что и ехали сюда. Практически в самом начале пути, замечаем на дороге молодого мишку, даже некоторое время преследуем его бегущего прямо перед нами, затем он спрыгнул с дороги и скрылся в кустах.

Оказавшись в селе, дальнейший путь берем на север и движемся по автомобильной трассе «Саяны», сквозь горы и тайгу Саян. Дорога мало оживленная, в основном грунтовая, сервиса и заправок нет на протяжении многих десятков километров, а в Кошурниково заправиться мы не смогли, так как там только что приехал сливаться бензовоз, и заправка соответственно на это время не работала. Чудом дотянули до обжитых мест, в половине восьмого вечера, когда уже начинало темнеть, остановили в цивильном кафе, где и поужинали шашлыком.

После трапезы, продолжаем движение на север, до федеральной трассы М53 «Сибирь». На ночлег, первоначально хотели встать миновав Красноярск, но долго не могли найти место, где можно было бы остановиться, везде курортная зона по берегу Енисея, а затем начались горы, в которых также не было возможности найти место для стоянки. Пришлось двигаться до того момента как горный массив отступил, так мы добрались до Балахты к двум часам ночи, быстро раскидываем палатку и спать, хорошо что ужин у нас сегодня уже был.

 

23 день 13.09., сб: с. Балахта – с. Туим – г. Ачинск – г. Мариинск, пробег за день 700 км.

Несмотря на поздний отбой, подъем в семь утра, готовим завтрак, собираемся и в девять часов снова отправляемся в дорогу.

Едем до шахт в Туиме, что рядом с Широй, будучи весной в здешних краях мы не до конца смогли их обследовать.

В половине двенадцатого дня находим шахту номер шесть и полностью изучаем все ее ходы. Проход в четвертую же шахту, оказывается уже платным, местные строят этакий бизнес, который мы поддерживать не стали, вернулись к шестой и в половине первого попили спокойно чайку в лесу в далеке от людей. Через полчаса в час, берем уже прямой курс в сторону дома, выбираем асфальтированную дорогу получше и направляемся в Назарово и Ачинск, так может по километрам и несколько длиннее будет чем через привычные Шарыпово и Тисуль на Мариинск, но имея неисправную подвеску во времени мы должны в итоге выиграть по сравнению с движением по грунтовой дороге.

В пять часов вечера оказываемся на федералке в Ачинске, становится понятно, что до Новосибирске сегодня за приемлемое время добраться мы уже не сможем. Доезжаем до Мариинска, покупаем в городе вина на вечер и в восемь выехав за город встаем на стоянку. Организуем праздничный ужин с костром под завершение нашего насыщенного вояжа. Отбой только в одиннадцать часов.

 

24 день 14.09., вс: г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск, пробег за день 500 км.

Проснулись в восемь. В девять часов позавтракав, в десять утра стартуем на финишную прямую до родного Новосибирска. Дома оказываемся довольно рано, в пять часов вечера.

 

Категорийные участки

 

Высокогорные перевалы и старые дороги

Наиболее сложными в плане автомобильного передвижения оказались старые и мало проезжаемые дороги. Таких участков было несколько. Маршрут начинался с проезда через Шорскую тайгу от Междуреченска к Аскизу. Затем, когда после пешего похода мы двигались вдоль монгольской границы, здесь многие дороги указанные на карте оказались давно неезжеными. И напоследок, это трасса «Саяны», пролегающая посреди глухой тайги, вместе с дорогой к Чинжебскому водопаду, которая оказалась также не из простых.

 

Горные тропы и перевалы

На перевалах помимо собственно перепадов высот дополнительную сложность вызывает крупный курум. На нехоженых тропах заросли, сквозь которые приходится пробираться. На них же иногда затруднена ориентация на местности и можно сбиться с пути уйдя в сторону.

 

Погодные условия

В горах Саян суточные перепады температур довольно велики, в течение дня возможна неоднократная смена между ясной и дождливой погодой. В таких условиях необходимо было заботиться о сохранности сухого комплекта одежды, зачастую жертвуя собственным комфортом.

 

Оснащение

 

Экипажи и транспортные средства были полностью подготовлены для автономного существования на всю продолжительность похода.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Дополнительный запас топлива на борту

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, для автономного существования на протяжении всего маршрута

– Газовая горелка

– Палатка, спальники, коврики

– Расширенная медицинская аптечка

– Теплая и непромокаемая одежда

– Набор карт местности, спутниковый навигатор

– Фотокамера

 

Выводы и рекомендации

           

В пеших походах особое внимание следует уделить подготовки как собственно маршрута, так и снаряжения, которое придется нести на себе, оно должно быть максимально надежным и по возможности иметь небольшой вес. Обязательным в списке снаряжения является комплект запасной одежды. Также необходимо внимательно продумать рацион питания во время похода.

На момент выхода на маршрут вес наших рюкзаков был следующим: Игорь, как самый старший – классические «легкие» 25 килограмм; у Ани было 23 килограмма, Алиса несла 14 килограмм и Женя тащил газовые баллоны общим весом в 4 килограмма, ну а самая младшая Алина конечно шла на легке. С течением времени и по мере прохождения маршрута их вес снаряжения постепенно уменьшался.

Чисто пешие походы в наших путешествиях не так часты, обычно мы передвигаемся на автомобиле. Тем интереснее было погрузиться в этом путешествии в новую для себя стихию, открыть новые чувства, набраться дополнительного опыта.

Сами Саяны и Еркаки в их составе, по праву можно назвать одними из красивейших уголков природы. Они просто влюбляют в себя, сюда хочется возвращаться вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-либо новое. Отдельно хочется отметить сравнительную доступность этого горного массива, имеющего маршруты разной категории сложности, как вполне доступные, так и требующие серьезной подготовки для прохождения. По пути нашего маршрута нам пришлось преодолеть насколько категорийных перевалов.

Дополнительным бонусом к окончанию путешествия стала улучшившаяся наша физическая форма, более стройные тела и подтянутые мышцы, а также несколько сброшенных килограммов J.

Под завершение маршрута, мы разбавили наш пеший поход автомобильной частью, посетив столицу Тувы – Кызыл, пройдя вдоль Монгольской границы до самого Алтая, затем возвращались по трассе «Саяны», пролегающей посреди дикой тайги. Так же в самом начале нашего путешествия по дороге в Ергаки, мы прошли напрямую из Кемеровской области в республику Хакасию сквозь Шорскую тайгу.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru