Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Ледники Карагема (Софийский, Джело, Талдура, Елангаш, Карагем). 2019

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Алтай.

Протяженность маршрута – 2800 км.

Сроки проведения – 28 июня - 14 июля 2019

Продолжительность – 17 дней

 

Схема маршрута

 

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Бийск – г. Горно-Алтайск – с. Шебалино – г. Онгудай – г. Акташ – лед. Софийский – лед. Джело – пер. Карагемский – г. Кош-Агач – пер. Ажу – лед. Софийский – г. Кош-Агач – г. Акташ – г. Онгудай – с. Шебалино – г. Горно-Алтайск – г. Бийск – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

1.     Средство передвижения – Subaru Leone

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Алиса Игоревна

Главный штурман, фотограф, врач

3

Ситников Евгений Игоревич

Турист

 

2. Средство передвижения –  Suzuki Escudo

Ф.И.О.

Обязанности в коллективе

1

Кащеев Артем

Водитель, механик

2

Кащеева Ирина

Штурман

3

Кащеева Алена

Турист

 

3. Средство передвижения –  UAZ Patriot

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

1

Каталайнен Сергей

Водитель, механик, фотограф

2

Каталайнен Марина

Штурман

3

Каталайнен Мария

Видеограф

 

График движения

 

28 июня 250км г. Новосибирск – г. Барнаул

29 июня 700км г. Барнаул – г. Горно-Алтайск – с. Курай – п. Бельтир

30 июня 30км п. Бельтир – лед. Софийский

1 июля 70км лед. Софийский – п. Бельтир – лед. Джело

2 июля 25км лед. Джело – лед. Талдуринский

3 июля 25км лед. Талдуринский – лед. Джело

4 июля 15км лед. Джело

5 июля 30км лед. Джело – пер. Карагемский

6 июля 15км пер. Карагемский – Карагемская поляна – пер. Карагемский

7 июля 150км пер. Карагемский – п. Бельтир – г. Кош-Агач – с. Мухор-Тархата – Елангаш

8 июля 30км Елангаш – пер. Ажу – Елангаш

9 июля 90км Елангаш – с. Мухор-Тархата – п. Бельтир – лед. Софийский

10 июля 10км лед. Софийский

11 июля 10км лед. Софийский

12 июля 300км лед. Софийский – п. Бельтир – г. Кош-Агач – с. Курай

13 июля 150км с. Курай – г. Акташ – п. Чибит

14 июля 900км п. Чибит – г. Горно-Алтайск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Общие сведения о районе похода

 

Республика Алтай

Алтай – это обобщенное название Алтайского края и Республики Алтай, которые в данный момент представляют собой два самостоятельных региона.

Республика Алтай, территория которой занимает всего лишь 260 кв. км, находится на юге Западной Сибири и является частью Сибирского Федерального Округа.

Расположена у истоков реки Обь, которая образована слиянием двух рек – Катунь и Бия – крупнейшими водными артериями, берущими начало в республике. Многие называют эту область Горный Алтай, т. к. она представлена горными хребтами. Высшая точка этой горной системы – гора Белуха, высота которой составляет 4509 м. Белуха является высочайшей в Сибири, очень интересна в альпинистском плане.

Столица – город Горно-Алтайск, единственный город этой маленькой республики. Численность населения на 1 января 2019 г. составляла 218 858 человек, где коренное население — алтайцы, потомки тюркских племен. Религиозные воззрения представлены шаманизмом, бурханизмом, православием, буддизмом, исламом.

Главной автомагистралью региона является Чуйский тракт (федеральная трасса М-52), как бы разрезающий Горный Алтай пополам. Начинающийся в Новосибирске, он дает выход России в сопредельную Монголию; общая протяженность тракта составляет 963 км.

 

Софийский ледник

Кош-Агачский район Горного Алтая очень богат на достопримечательности. Многие из них труднодоступны, иные с развитием инфраструктуры становятся популярнее. Софийский ледник — одно из популярных направлений в наше время. Для его осмотра придется выделить достаточно времени, так как путь к леднику проходит через долину реки Аккол, которая сама по себе является достопримечательностью и красивейшим местом Кош-Агачского района.

Софийский (Аккольский) ледник — один из крупнейших ледников Северного склона Южно-Чуйского хребта. Первооткрывателем ледника был Василий Сапожников, который с 1895 года занимался его исследованием. Василий Васильевич Сапожников являлся членом Русского Географического общества, фотографии Софийского ледника тех годов до сих пор хранятся в Алтайском государственном университете.

По описаниям томских ученых ледник формируется в седловинах между пятью вершинами. Пик Чуйский - 3777 м, Сестра - 3750 м, Ксения - 3500 м, Брат - 3885 м, Ключ - 3733 м. Среди этих вершин значительно отличаются два ледниковых потока — Центральный и Правый, чуть ниже они сливаются. Ледниковые потоки разорваны трещинами и увешаны лавинными конусами. Площадь ледника около 17,6 кв.км. Длина – 8 км. Язык ледника спускается до высоты 2500 м. В настоящее время Софийский ледник, как и все ледники Алтая, сокращается, оставляя после себя морены и кары. Из его подножья берет свое начало река Акколь (Аккол).

Спутником Софийского ледника с запада является ледник Талдуринский, между собой они отделены зубчатым хребтом — «Талдуринской оградой».

Путь к Софийскому леднику начинается через село Ортолык, далее село Бельтир, которое в 2003 году было разрушено землетрясением. По всему протяжению маршрута проходит горная река. От села Ортолык до села Бельтир река называется Чаганузун. Двигаясь от села Бельтир в долину Чагана — река носит название Чаган, далее река называется Акколь. Места здесь дикие мало посещаемые туристами. На вольном выпасе можно встретить скот, верблюдов, яков. Местные жители очень бережно относятся к пастбищам.

 

Талдуринский ледник

Талдуринский — крупнейший ледник северного склона Южно-Чуйского хребта, в его центре, на юго-западе от с. Бельтир. Самый большой ледник Алтая и гор Южной Сибири. С ледника берёт начало река Талдура.

Открыт, исследован и описан профессором Томского университета Сапожниковым Василием Васильевичем с 1 по 4 июля 1897 года.

Интересен для альпинизма, так как по периметру ледника расположены наиболее высокие точки Южно-Чуйского хребта. Множество туристских маршрутов определяет большая площадь ледника.

С запада находятся перевалы Иикту(3А) и перевал Талдуринский(1Б) ведущие на ледник Ошту-Айры и в водораздел одноимённой реки.

В южную часть Чуйского хребта можно попасть через перевалы: Тронова(на ледник Тронова), Турист (к озёрам, из которых выпадает река Левый Тюнь), перевалы Близнецы Западный и Восточный, перевал Троих.

С востока находятся перевалы: Девяти, Ключ северный и южный (на ледник Софийский), Гребешок, Некрасова (на ледник Некрасова).

Однако Талдуринский ледник не имеет значительной популярности в связи с труднодоступностью. Попасть сюда можно через с. Бельтир, двигаясь дальше по правому берегу р. Талдура. На пути встречаются многочисленные броды и болотистые места, труднопреодолимые в весенние паводки. Подготовленный автомобиль способен доехать до моренного вала ледника.

Большой Талдуринский состоит из семи потоков и имеет в тылу ряд высоких вершин, начиная с горы Иикту. По типу залегания ледник не походит на ледники Белухи, а аналогичен, по-видимому, Большому Алахинскому в Южном Алтае, занимая обширный, сравнительно пологий цирк. Средняя высота ледника—около 2900 м, что, вероятно, близко к снеговой границе, непосредственных определений которой не имеется.

В 1937 году по данным Тронова Михаила Владимировича площадь ледника составляла 18 кв.км (иногда цифра приводится вместе с Малым Талдуринским, площадь которого 2 кв.км., что в сумме составляет 20 кв.км) при длине 7,5 км (данные могут отличаться в связи с отступанием ледника). Высота конца ледника над уровнем моря — 2340. Экспозиция — северная.

Данные, которые приводятся в официальной литературе сегодня таковы: ледник Большой Талдуринский имеет длину 8,5 км и площадь 34,9 км2. Высота конца ледника — 2450 м над ур. м. Макс. толщина — 170 м. Скорость движения — 208 м/год.

Начало ледник берет с фирновых полей вершин Ольга, Гребешок, Иикту (Талдура-бажи).

Снеговая линия, которая пролегала раньше на значительном расстоянии от склонов, теперь поднялась на осыпи.

В районе Большого Талдуринского ледника (Талдуринского) находится ледник Малый Талдуринский. Длина по М.В. Тронову 2,5 км, площадь около 2 кв. км.

Горный массив Талдуринская ограда отделяет Талдуринский ледник от Софийского ледника.

С севера ледника располагается Поворотная грива (названная так В.В.Сапожниковым), которая меняет движение р.Талдуры на северо-восточное.

 

Ледник Джело

Джело – долина, река, ледник. Один из примечательных уголков Центрального Алтая. Относительная доступность и какая-то открытость и простор делают это место весьма привлекательным. Здесь есть возможность прокатиться на внедорожниках, здесь приятно ходить пешком. Интересны маршруты к леднику Джело, на перевал Карагем и далее, на Купол трех озер и далее в Актру. Другая особенность это переходные ландшафты. Природа горнотаежных ущелий Северо-Чуйского хребта переходит в степную Южно-Чуйского хребта. Нижнее течение реки делит эти хребты.

Река Джело имеет длину всего 17 км. Но перейти ее вброд в среднем и нижнем течении можно лишь в небольшую воду. В среднем течении реки есть полуразрушенный мост. Впадает она в реку Талдура, откуда и приходит сюда дорога. Основные притоки реки Джело – Аштусу, Куркурек, Тураоюк. Преобладает горностепная растительность с островками лиственничного леса, который сильно смягчает пейзаж.

Питание реке Джело дает одноименный ледник, залегающий на юго-восточном макросклоне Северо-Чуйского хребта. Это довольно крупный, долинный ледник. Длина ледника 5,6 км, площадь 8,5 кв.км. Высота языка ледника 2580 м.

В долине Джело находится несколько чабанских стоянок, что вносит определенный колорит. Можно увидеть не только овец и коз, но и табуны полудиких лошадей и яков. На фоне скалистого, порой ярко окрашенного рельефа горного ущелья традиционное природопользование приобретает особую живописность.

 

Карагемский перевал

Карагемский перевал – переход из водораздела рек Чаган-Узун и Джело в водораздел рек Иолдыайры и Карагем, располагающийся к югу от ледника Джело.

С севера открывается панорама на высшие точки Северо-Чуйского хребта: Снежная, Актру, ДВС — на место, известное под названием горный узел Биш-Иирду, в котором сосредоточены основные ледники хребта.

Внизу можно обозревать великолепную панораму истоков реки Джело и Йолды-Айры.

С юга от перевала видны высшие точки Южно-Чуйского хребта. Среди них главная вершина — Иикту.

В южной части перевала находится высокогорное озеро Джело, а в нескольких километрах к северу, с юга от перевала Томич — высокогорное озеро Паспалагачиюк.

Перевал – точка, с которой, если повезёт, на юго-западе, можно увидеть Белуху. До неё отсюда по прямой около 90 километров.

Перевал находится между двух хребтов — Северо-Чуйским и Южно-Чуйским. К нему можно проехать со стороны Чаган-Узуна по грунтовой дорога для машин повышенной проходимости.

С перевала дорога спускается в водораздел реки Йолды-Айры.

Высота перевала 2873 м. Снег здесь не тает даже летом.

На склонах Северо-Чуйского хребта до высоты 2200–2400 м располагается лиственнично-кедровая тайга, выше – альпийские луга, тундры.

Климат в районе резко континентальный. Характерна большая разница между дневной и ночной температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах – не поднимается выше +25 °C градусов, а ночью может опуститься до -5°C.

На склонах Южно-Чуйского хребта, в отличие от Северно-Чуйского, практически нет леса — лишь луга и заросли карликовой берёзы. Благодаря этому со многих вершин открывается красивейший обзор на 30-50 километров вокруг.

 

Елангаш

Урочище Елангаш находится в долине одноименной реки, берущей начало на покрытых вечными снегами склонах Южно-Чуйского хребта. Название переводится на русский как "голый, лишенный растительности".

В Урочище расположена знаменитая долина петроглифов, самые древние из которых принадлежат эпохе неолита. Выссказываются предположения, что возраст отдельных изображений может достигать 11 тысяч лет!

Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. В настоящее время археологами описано более 30 тысяч наскальных рисунков. Итогом 11 полевых сезонов, 1969-1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14000 скопированных рисунков. Еще 15 тысяч рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации.

Этот комплекс формировался многие века. В нем нашли отражение этнос и культуры разных народов, которые в течение нескольких тысячелетий в разное время населяли эти места. В основном петроглифы расположены на огромных каменных возвышениях, протянувшихся на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Над ними возвышаются массивные безлесные хребты, круглый год покрытые снегом.

Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, представляют собой не отдельные изображения, а сцены из жизни. Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы, среди которых отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников. Ученые посчитали, что в долине Елангаша имеется более 80 изображений колесниц. Кроме того, ученые обнаружили определенную закономерность: колесницы часто сочетаются с лошадьми, быками и оленями с древовидными рогами. Это позволило датировать такие изображения эпохой развитой бронзы.

Туристическая инфраструктура в этом районе совершенно не развита. Некоторые источники отмечают единственный "островок" цивилизации – чабанскую стоянку, где живет только одна семья. Их жилище находится на южном склоне хребта, недалеко от перевала в долину реки Дара (или Тара).

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Каменистая дорога в долину Елангаш идет через села Ортолык и старый Бельтир (Кызыл-Маны). Дальше дорога, петляя и раздваиваясь, преодолевая броды и заболоченные участки, идет в направлении гор. По пути будет несколько зимовий, в которых постоянно никто не живет. Уже в районе первых зимовий можно попытать счастья и поискать рисунки на близлежащих камнях, но основная масса петроглифов находится дальше, там, переходя от камня к камню, можно легко находить древние изображения.

 

Акташский ретранслятор и рудник

Радиорелейная вышка УРС-08609 (известная как Акташский ретранслятор) является частью радиорелейной сети РРЛ-800, построенной в начале 1980-х годах с целью обеспечить бесперебойной связью Горно-Алтайскую АО (ныне Республика Алтай) и дружественную Монголию, в том числе и в рамках военного сотрудничества. Тогда на территории СССР было построено 13 узловых радиорелейных станций. До 2000 года РРЛ-800 входила в систему магистральных линий "Ростелеком". Затем линия была передана в собственность Республики.

В настоящее время созданное в целях обеспечения населения Республики Алтай услугами связи и телерадиовещания государственное учреждение Республики Алтай по эксплуатации радиорелейной линии связи "Эл Телком" (ГУ РА "Эл Телком") оказывает услуги по предоставлению каналов связи на территории Республики Алтай от Горно-Алтайска до Ташанты (в Шебалинском, Онгудайском, Улаганском и Кош-Агачском районах), оказания услуг связи для целей эфирного вещания, по предоставлению цифровых каналов связи сотовым операторам. На объектах связи работают технические средства связи ФСО РФ, МВД, МЧС Республики Алтай, таможенной, дорожной служб.

Расположенная на горной вершине на высоте 3038 метров над уровнем моря радиорелейная вышка УРС-08609 является самой труднодоступной. В то же время, ее территория не является закрытым режимным объектом, поэтому стала популярным туристическим объектом.

Дорога до ретранслятора начинается на выезде из Акташа в сторону Красных ворот. Перед мостом через речку Ярлу-Айры нужно свернуть направо в сторону Акташского ртутного рудника. Проходящая по густому лесу дорога очень сложная, изобилует участками с крупными торчащими камнями и валунами, глубокими промоинами. В районе рудника лес сменяется цветущими альпийскими лугами. Качество дороги становится лучше, но дорога начинает резко набирать высоту (порядка 150 метров на километр). Здесь дорога с множеством крутых поворотов часто проходит по прижиму к скале, а с другой стороны находится крутой, чуть ли не отвесный склон. Не случайно этот участок дороги часто сравнивают с перевалом Кату-Ярык, называя его даже более сложным и опасным.

Зато, оказавшись на вершине, взору открываются потрясающие виды покрытых ледниками вершин Северо-Чуйского хребта. Расположенные на уровне глаз ледники Актру, Маашей кажутся очень близкими, что подчеркивает их величественность и неприступность. С другой стороны в небольшой горной котловине уютно расположилось небольшое голубое зеркало озера Горных духов. А внизу, словно в гигантской чаше, раскинулась Курайская степь.

Потрясающее по красоте место!

 

Месторождение ртути в районе Акташа было открыто в 1842 году П.А.Чихачевым. В 1934-35 годах поисковой партией геологов В.А.Кузнецова и А.С.Мухина было установлено, что месторождение может успешно использоваться.

Однако разработку рудника сдерживала отдаленность от промышленных центров, труднодоступность и отсутствие железной дороги для транспортировки. Разработка Акташского месторождения киновари началась лишь в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, когда главные месторождения ртути оказались на захваченной территории

Тогда здесь работала артель, не только добывающая руду, но и был построен металлургический завод, на котором использовались примитивные тигельные печи. К концу войны артель была преобразована в государственное предприятие. Так возникло Акташское рудоплавление.

Недалеко от рудника был построен рабочий поселок, ныне село Акташ.

Вглубь штольни уходил километровый тоннель, была проложена узкоколейка, по которой электровозом транспортировались вагонетки с рудой.

Для энергообеспечения предприятия в 1960-х годах на Чуе было начато строительство Акташской ГЭС, однако ее строительство не было завершено, недостроенные сооружения станции оказались заброшены.

До 2004 года ГУП "Акташское Горнометаллургическое предприятие" являлось единственным в России предприятием по производству металлической ртути. Причем, не смотря на достаточно примитивные методы добычи и обогащения, здесь производили очень чистую ртуть с содержанием до 95%.

В 2004 году в связи с истощением месторождения предприятие было ликвидировано.

В настоящий момент фабрика и рудник выкуплены в частные руки, но добыча и производство ртути не производятся.

 

Описание маршрута

        

1 день 28.06., пт: г. Новосибирск – г. Искитим – г. Черепаново – г. Барнаул, пробег за день 250 км.

Несмотря на первоначальные планы, с города выезжаем достаточно поздно, только в начале восьмого вечера и успеваем доехать только до свертка на Бийск перед Барнаулом. На улице тем временем уже настоящая ночь и мы ищем не далеко от трассы место для сегодняшнего ночлега. Встали в поле, за защитной лесополосой отделяющей нас от проезжающих мимо машин, предварительно раскатав поляну шинами наших машин, тем самым примяв высокую траву, для того чтобы можно было комфортно ходить и поставить палатку. Культурной вечерней программе помешали летающие и кровососущие насекомые, которых было в изобилии, поэтому на сегодня быстро перекусили и отправились спать.

 

2 день 29.06., сб: г. Барнаул – г. Горно-Алтайск – с. Курай – п. Бельтир, пробег за день 700 км.

Встав с утра пораньше и позавтракав, начинаем движение в сторону Алтая. Сегодня у нам предстоит большой асфальтовый пробег, этакая заброска в горы на основной маршрут.

К вечеру доезжаем до Курая, где пополняем запасы топлива и делаем небольшую остановку на фоне красивейших гор Северо-Чуйского хребта, совершаем последние звонки, мобильной связи дальше уже у нас долго не предвидится.

 

 

Сворачиваем с трассы в сторону села Бельтир, до которого идем вполне нормальная грунтовка. После выезда из Бельтира берем курс на Софийский ледник. Тем временем уже окончательно темнеет и мы принимаем решение встать на ночевку перед началом горного перевала, пока еще есть возможность найти ровную площадку. Место оказалось весьма не плохим: мы встали прямо перед горами, которые с одной стороны сплошной стеной защищают наш лагерь от ветра. Ночевка оказалась весьма комфортной и уютной.

 

3 день 30.06., вс: п. Бельтир – лед. Софийский, пробег за день 30 км.

Остаток пути, который не успели проехать вчера, сегодня преодолеваем только к обеду. После горного перевала, дорога идет вдоль реки Аккол мимо озер Каракуль и Аккуль, далее доходит до зимника Кызыл-Маны где нас встречает шлагбаум, к счастью он оказывается открыт и мы рискуем проехать на частную территорию, сократив тем самым еще почти километр предстоящего похода с рюкзаками. Доезжаем докуда только можно, впереди оказывается довольно серьезный брод за которым располагаются лагеря туристов, а дорога окончательно заканчивается и начинается горная тропа, смысла в форсировании реки нет никакого, посему паркуем машины на поляне перед бродом, собираем рюкзаки и выдвигаемся в радиальный выход к Софийскому леднику.

Путь начинается с преодоления реки Аккол, правда на противоположный берег проброшено бревно и, хотя уровень воды оказывается довольно высок, мы успешно перебрасываемся на противоположный берег и начинам пешую часть нашего похода.

Тропа пролегает по склону гор рядом с рекой, кругом очень живописно, нас окружает практически не тронутая природа в ее первозданном и естественном виде.

 

 

 

Вскоре ближе к вечеру начинается дождь, и мы, чтобы не успеть промокнуть, быстро расставляем палатки и разбиваем лагерь на ближайшей поляне. Впереди начинаются горы и нет возможности понять будет ли в дальнейшем возможность для размещения лагеря, принимаем окончательное решение оставить уже на ночь лагерь именно в этом месте.

Дождь немного стихает, и мы не упускаем возможность предпринять попытку налегке без рюкзаков пробежаться до ледника и обратно. Но наши планы оказались через чур амбициозны. Мы дошли до озера перед ледником и, хотя до самого ледника остается всего от силы пара километров, начинается крупный курум, который в дождливую погоду плюс ко всему уже и достаточно скользкий.

 

 

Дальше с детьми идти попросту опасно с учетом непонятной погоды и уже вечернего времени, приходится отказаться от амбициозной затеи и возвращаться в лагерь к палаткам, где ужинаем и ложимся отдыхать.

 

4 день 1.07., пн: лед. Софийский – п. Бельтир – лед. Джело, пробег за день 70 км.

С утра дождь продолжает идти. Ближе к обеду позавтракав, выдвигаемся обратно к автомобилям. Дойдя брода через Аккол в лагере, обнаруживаем, что из-за дождей вода в реке существенно поднялась, течение очень сильное и мы не можем перебраться на противоположный берег к машинам даже через переброшенной между берегами бревно. Артем аккуратно переходит реку вброд, придерживаясь для подстраховки руками за бревно. Далее подгоняет свою машину к берегу, цепляет стропу за буксировочную проушину и перебрасывает противоположный конец веревки на наш берег. Натягивая стропу, аккуратно, уже с помощью страховки все остальные осуществляют переправу через реку на противоположный берег к автомобилям.

Собираемся и едем опять в обратно к Бельтиру, после чего поворачиваем в сторону Карагема. Погода тем временем налаживается: тучи рассеиваются, выглядывает солнышко. Движемся до брода через реку Джело, что прямо перед Карагемским перевалом. Уже вечер и просто осматриваемся, переезд на другой берег планируем оставить на завтра. Пока изучаем предстоящие препятствие, встречам экипаж Патриота, с которым списывались ранее дома и планировали совместное путешествие, они уже успели вернуться с Карагемского перевала, поднялись на сам перевал а, спуститься с него не смогли, так как при движении вниз уперлись в сугроб снега. Ночуем на поляне перед бродом вместе, уже тремя экипажами, обсуждаем дальнейшие совместные планы. Начать завтра предполагаем с радиалки к Талдуринскому леднику, а дальнейшие действия будем думать уже по ходу движения.

 

5 день 2.07., вт: лед. Джело – лед. Талдуринский, пробег за день 25 км.

С утра все вместе выдвигаемся по намеченному маршруту в сторону Талдуринского ледника. Проходим брод через Джело и продвигаемся к леднику вдоль берега реки Талдуры, дорога не раз переходит с одного берега на другой, так как река не маленькая, то и броды соответствующей сложности: довольно глубокие и с существенным течением. В самых опасных местах страхуем машину с помощью троса.

 

 

 

 

Ближе к истоку едем уже по самому руслу. И во второй половине дня доезжаем практически до начала самого ледника. Погода тем временем портится, собирается дождик. В этот день радиалку мы явно совершить не сможем, прогулку на ледник оставляем на завтрашний день. Располагаемся на ночевку, сегодня спим прямо в машинах.

 

6 день 3.07., ср: лед. Талдуринский – лед. Джело, пробег за день 25 км.

С раннего утра – намеченная прогулка до ледника. Тропа идет по куруму.

 

 

 

 

 

Ледник оказывается шикарно чистым и встречает нас завораживающей аркой. Находясь под впечатлением окружающей нас красоты, решаем обогатить нашу программу и подняться на самую вершину Талдуры! Путь проходит по довольно крутому подъему, по снегу и льду, в проталинах под ногами бегут ручейки: именно с них и начинается река Талдура, впадающая в Чаган-Узун, которая в свою очередь является одним из основных притоков образующих одну из главных рек Алтая – Чую и с некоторой долей пренебрежения можно утверждать, что мы находимся у самого истока великой Чуи.

 

 

 

Взошли на ледник, причем без особого снаряжения типа веревок и кошек. Дальше теоретически могли бы и перемахнуть через его седловину и выйти траверсом на Софийский J, но это слишком круто и в наши первоначальные планы никак не входило, впрочем, как и сам подъем на лед и так у нас получился практически альпинистский маршрут.

 

 

 

Насладившись прогулкой по льду Талдуры, добежали обратно в лагерь к машинам и чтобы сэкономить немного времени, в этот же день решили вернуться на поляну, на которой ночевали вчера. Успели засветло и заночевали ровно в том же месте рядом с бродом через Джело и Карагемским перевалом.

 

7 день 4.07., чт: лед. Джело, пробег за день 15 км.

С утра собирались штурмовать перевал, но проезжая мимо отворотка на Джело подумали, что логичнее сначала сходить на ледник, пусть снег на перевале еще денек подтает, все меньше копать.

Доехали вдоль реки Джело докуда только можно было и оставили машины на берегу в ущелье, а сами пошли в радиальный выход на ледник.

 

 

 

 

Тропа довольно хорошая, идет по реке и лишь в одном месте приходится преодолеть не простой прижим. Перед ледником начинается курум и продолжается вплоть до снежного языка.

 

 

 

 

 

 

Добравшись практически до языка, решаем не идти по нему, а немного схитрить: подняться на склон горы и траверсом выйти еще выше на снежное плато ледника, оказавшись над этим языком.

 

 

 

 

Тем временем начинается дождь, промокаем до нитки несмотря на дождевики, становится холодно, но на плато и сам ледник Джело мы поднялись! Несмотря на непогоду и плохую видимость, все равно ощущается масштабность окружающей действительности.

 

 

 

На обратном пути всю дорогу нас продолжает сопровождать непрекращающийся дождь. К машинам возвращаемся когда уже начинает темнеть. Первым делом, конечно, переодеваемся в сухое и пытаемся согреться, готовим поесть также прямо в машинах и спать без вариантов остаемся в автомобилях, чтобы было теплее и не разболеться.

 

8 день 5.07., пт: лед. Джело – пер. Карагемский, пробег за день 30 км.

С утра первым делом, пока готовится завтрак, сушимся и приводим себя и свое снаряжение в порядок после вчерашнего небольшого экстремального возвращения в лагерь. Планы сегодняшнего дня: штурм Карагемского перевала и конечная точка – Карагемская поляна. Надеемся на то, что за пару дней, что мы были на ледниках Талдуры и Джело, снег на перевале уже изрядно подтаял и его прохождение у нас будет попроще, чем в варианте Патриота, который пару дней тому назад уперся на вершине в непролазный сугроб.

 

 

 

Немного возвращаемся назад к месту наших предыдущих ночевок, рядом с бродом через реку Джело и разворачиваемся в сторону подъема на перевал. Начало перевала, наверное, с точки зрения крутизны подъема наиболее является наиболее сложным участком, к тому же дорога в этом месте изрядно разбита, встречается множество торчащих камней. Из-за этих факторов приходится умудряться, с одной стороны, двигаться достаточно быстро, чтобы хватало тяги для движения вверх, с другой, быть максимально аккуратным, дыбы ненароком не повредить что-либо в автомобиле. Именно на этом участке при прыжках по валунам и колдобинам на эскудике генератор задел за кузов автомобиля и произошло короткое замыкание, что привело к выгоранию силового предохранителя. После непродолжительный ремонта, продолжаем подъем на перевал. На одном из участков перевала крутизна подъема была слишком большой для Леона, и так как он шел первым, пришлось его искусно обруливать среди камней и немного подтаскивать вверх тросом.

 

 

 

Успешно поднялись на перевал, сделали небольшую остановку, остудили моторы автомобилей, задобрили духов, сделали несколько фотографий и поехали дальше уже в низ.

 

 

 

 

 

Вскоре на спуске нас поджидает сугроб снега про который нам рассказывал экипаж Патриота и хотя за несколько дней он изрядно подтаял, но все равно оказывается непроходим для машин. Сначала пробуем разбросать снег лопатами, видимо мы первые, кто в этом году пытается пробиться в сторону Карагемской поляны. Вскоре копать нам наскучило, и мы нашли объезд данного препятствия через спуск в ложбину и обошли этот участок стороной. По поводу обратного подъема особо не думали, ведь еще за несколько дней нашего отсутствия он уж точно растает J.

 

 

 

При спуске с Карагемского перевала нас поджидает еще одно препядствие: опасная осыпь камней на прижиме с большим углом боковым креном. Самая маленькая машина этот участок прошла, а для остальных пришлось немного покидать камушки, дабы немного выровнять плоскость дороги, в итоге все успешно прошли этот коварный участок.

Спустились с гор, дорога на спуске была временами сырая и скользкая, с глубокими и размытыми колеями, обратный подъем на перевал при возвращении обещает быть веселым.

Доехали до первого серьезного брода через реку Иолдо-Айры, с большими валунами на дне. При переезде на другой берег сильно повредили леона: лопнула передняя продольная тяга подвески, держащая колесо, вырван и загнут подрамник коробки передач, немного подмят передний бампер и крыло. При движении колесо болтаясь упирается в арку и не дает автомобилю передвигаться.

 

 

Встаем на ремонт машины, снимаем колесо и пытаемся оценить последствия поломки и прикинуть дальнейшие наши действия. Вариантов собственно всего два: либо мы пытаемся сами здесь починиться и своими силами аккуратно выбираться назад в цивилизацию, либо нужно снять лопнувшую тягу и везти ее на неповрежденных автомобилях в Кош-Агач на сварку, а затем снова возвращаться сюда и ставить ее на место. На второй вариант уйдет по прикидкам примерно сутки чистого времени, а это очень большая потеря драгоценного времени, поэтому пробуем все же отремонтироваться сами подручными средствами.

Снимаем с леона и разбираем лопнувшую тягу. Загнутые концы обломанной тяги стачиваем методично ручным напильником, металл оказывается качественным и дается не так просто. После обработки концов детали, забиваем их в отрезок трубы подходящего диаметра, который к великой удачи нашелся в ЗИПе у Патриота. Правда сначала нужно было отрезать от этой трубы отрезок нужной длины только при помощи лезвия по металлу и занятие это оказывается не менее увлекательным, чем стачивание концов загнутой тяги напильником J. Получив в результате уже практически законченную деталь, опресовываем трубу и тягу кувалдой и зубилом для надежного сцепления. Пробуем ставить восстановленную тягу обратно на свое место. При движении вперед, когда колесо идет назад и тяга работает на сжатие, конструкция довольно надежная – из трубы обломки тяги никуда не денутся. А для того чтобы при качении колеса вперед, когда тяга работает на разжатие, концы не вылетели из нашей трубы, дополнительно усиливаем конструкцию буксировочным тросом, связывая им передний рычаг с кузовом автомобиля. В итоге получается с виду довольно надежная конструкция, небольшие ходовые испытания подтверждают это и нам остается только надеяться, что запаса прочности изготовленной нами тяги хватит для того чтобы выбраться из этих глухих мест до того места где можно будет воспользоваться сваркой и произвести нормальный качественный ремонт в подходящих условиях.

В этот же вечер у всей команды небольшой отдых и помывка в мобильной бане на берегу злополучного брода J.

 

9 день 6.07., сб: пер. Карагемский – Карагемская поляна – пер. Карагемский, пробег за день 15 км.

Имея поврежденный автомобиль двигаться на нем дальше вглубь гор не разумно. Поэтому с утра все вместе собираемся на неспешную пешую прогулку до нашей намеченной цели – Карагемской поляны. Тропа идущая по дороге очень простая и никаких сложностей ходьба по ней не вызывает.

 

 

 

Вскоре доходим до самой поляны, усыпанной цветами, где встречаем хозяев на лошадях и ГАЗ-66, на легковых машинах в этом году получается, мы открыли сезон! Почти открыли J.

 

 

От запланированных радиалок на озера Камрю и к леднику Маашей приходится отказаться, так как, учитывая пеший маршрут от лагеря, путь до них оказывается слишком далек. Просто купаемся и наслаждаемся отдыхом на слиянии рек Карагема и Иолдо-Айры, получилась этакая полудневка.

 

 

Восстановив силы, к вечеру возвращаемся в лагерь к нашим железным коням.

 

10 день 7.07., вс: пер. Карагемский – п. Бельтир – г. Кош-Агач – с. Мухор-Тархата – Елангаш, пробег за день 150 км.

Главная цель сегодняшнего дня: аккуратно без приключений попробовать выбраться с сих глухих мест обратно к цивилизации, не разломав при этом собранную в полевых условиях нашу самодельную конструкцию передней подвески Леона. Медленно, но верно проходим сначала наш несчастный брод, затем потихоньку поднимаемся на вершину перевала, сугроб снега тем временем на нем уже кто-то успел раскопать, обеспечив нам беспрепятственный проезд. Спускаемся с Карагемского перевала и выходим к броду через Джело, где мы уже дважды ночевали.

 

 

 

 

В этом хорошо уже нам знакомом месте на поляне ребята остаются на обед, мы же медленно, опасаясь за поврежденную тягу, продолжаем движение в сторону Кош-Агача, чтобы, не теряя времени, найти СТО со сваркой, где можно будет произвести ремонт и надежно усилить конструкцию нашей тяги.

На поляне ребята встретили группу земляков на эскудиках с Новосибирска, которая вслед за нами также пытались пробиться на Карагескую поляну, ребята крепкие и их много поэтому снежный занос на вершине перевала они успешно раскидали лопатами, но им пришлось вернуться назад, так как поломались чуть далее, в районе осыпи, где мы мостили дорогу для уменьшения угла бокового крена.

Успешно добравшись до Кош-Агача, оказывается, что сегодня воскресение и найти в небольшом городе работающую станцию технического обслуживания не так-то просто, все они закрыты. Тщетно катаясь по городу, замечаем припаркованный подготовленный автомобиль, идем знакомиться с хозяином, в надежде узнать у него, где можно сегодня починиться джиперам J. Молодой парень соглашается помочь нам сам, у него есть сварочник и болгарка, собственно нам больше ничего и не надо.

Снимаем тягу с машины, операция уже знакомая и проходит довольно быстро. Затем разбираем ее и хорошенько обвариваем и усиливаем. Теперь все выглядит еще более уверенно и подвести не должно. Ставим все на место. В итоге подремонтировались довольно быстро. Спасибо!

В аккурат к этому моменту, остальные экипажи подъезжают к городу, встречаемся все вместе на въезде в Кош-Агач, на заправке. Заправляем баки топливо и пополняем запасы провизии в местном супермаркете, созваниваемся с родными.

После непродолжительной остановки покидаем город и держим путь на Елангаш. Дорога сначала хорошо накатана, затем переваливает через небольшой горный хребет. Доезжаем до озера с серьезным бродом. При движении по каменистой гребенке на УАЗике отрывается задний амортизатор, долго пытаемся его открутить, но в итоге просто подвязываем его к рессоре с помощью отрезка веревки. Между тем уже темнеет и мы принимаем решение штурм брода оставить на утра, а сегодня вернуться на озеро и остаться на нем в этом живописном месте на ночлег. Прячемся от ветра, прижавшись как можно ближе к горам.

 

11 день 8.07., пн: Елангаш – пер. Ажу – Елангаш, пробег за день 30 км.

Утром находим приемлемую траекторию проезда реки и поднимаемся дальше вверх по Елангашу, не раз пересекая его с берега на берег.

При прохождении одного из заболоченных грязевых участков, эскудо пропарывает боковину колеса, запасное колесо имеется, но немного другой размерности, переобуваемся и остаемся без запаски, колеса у нас у всех разные L.

По пути нам встречается чудесное ущелье с каскадом водопадов, останавливаемся для фотоссесии и небольшой передышки с дороги. Заодно решаем проблему с троящим после многочисленных бродов Леоном.

 

 

 

Доезжаем до подножья перевала Ажу. Пробуем подняться, но из-за дождливой погоды, подъем не дается, оказывается раскисшим и скользким с глубокой расфаченной колеей. Бережем машины, обедаем, ждем пока дождик немного стихнет и на перевал идем пешком.

 

 

Поднявшись на плато, проходим мимо горных озер Атаккуль и Джанкель, в водах которых живописно плавают льдины.

 

 

 

 

 

 

Проходим до противоположного спуска с перевала Ажу и даже чуть дальше в долину реки Тара, здесь начинается плато Укок.

 

 

 

 

Назад в лагерь возвращается уже в кромешной тьме, изрядно промокшие и уставшие, ложимся спасть, завтра объявлен ранний подъем.

 

12 день 9.07., вт: Елангаш – с. Мухор-Тархата – п. Бельтир – лед. Софийский, пробег за день 90 км.

Так как вчера мы в лагерь вернулись очень поздно и без сил, сегодняшний намеченный командой ранний подъем мы успешно проспали, так что без завтра, заводим двигатель автомобиля и пока мотор прогревается, успеваем только сбегать до близлежащего водопада, расположенного недалеко в ущелье.

 

 

Обратно выбираемся с Елангаша немного не той дорогой, что ехали сюда, по другому берегу Елангаша. В конце концов, выходим на знакомую гравийную дорогу, ведущую в Бельтир. Здесь и тепло расстаемся с уже слаженной за время нашего путешествия командой, дальше у каждого свои планы. Ребята едут в Кош-Агач ремонтироваться: менять оторванный амортизатор на УАЗике и клеить колесо эскудику, а далее каждый своей дорогой потихоньку возвращаться в сторону дома в Новосибирск. Мы же собираемся вернуться на вторую попытку покорения Софийского ледника, проезжаем Бельтир, доезжаем до места первой нашей ночевки расположенного перед горами и останавливаемся для того чтобы привести себя и вещи в машине немного в порядок после вчерашнего ночного возвращения в лагерь с мокрой прогулки: просушиться и наконец-то позавтракать.

Хорошенько отдохнув, набравшись сил и прибрав вещи, продолжаем движение к нашей цели. Но по пути к Софийскому леднику, сделали небольшой отворот в сторону и поднялись по серпантину на плато урочища Шалтра, здесь с высоты открываются виды на окружающие ледники, в том числе и на Софийский.

Двигаясь дальше, доехали до брода через ручей Нижний Тураоюк, вода под конец дня стоит очень высокая, своим мощным потоком вышла из берегов. Не рискуем, теперь мы остались в одну машину, решаем подождать кого-нибудь для подстраховки, но и время не теряем – спокойно готовим ужин. За весь вечер желающих, так же как и мы, доехать до ледника так и не нашлось. Остаемся на ночлег перед бродом, в надежде, что вода за ночь немного спадет, да и как говориться утро вечера мудренее…

 

13 день 10.07., ср: лед. Софийский, пробег за день 10 км.

С утра идет дождь. Вода в броде спала, хотя и не намного, пробуем и успешно проходим препятствие сами, предварительно промерив и выбрав наилучшую траекторию прохождения брода в заброднях.

 

 

Доезжаем до шлагбаума на это раз он оказывается закрытым, паркуемся, пьем чай и собираем рюкзаки в дорогу. Дальше идем пешком.

 

 

 

 

 

 

Проходим по уже знакомому пути ровно до поляны, где ночевали в начале нашего путешествия, при первой попытке дойди к Софийскому леднику и снова в этом же месте и даже примерно в это же время, опять начинается дождь. Не так-то прост намеченный нами путь J. Успеваем поставить палатку и укрыться в ней от непогоды. Штурм ледника остается на завтрашний день.

 

14 день 11.07., чт: лед. Софийский, пробег за день 10 км.

Всю ночь идет дождь, камни то и дело с грохотом сыплются с обеих сторон окружающих нас гор, добавляя ночной романтики.

К обеду дождь немного угасает, но не перестает и продолжает моросить, может быть это даже не дождь, а мы находимся внутри самой тучи и ветер гоняет капли воды туда-сюда. Солнца на улице естественно нет, воздух довольно прохладный, кругом сыро и промозгло, одним словом, погода дрянь. Если мы не сделаем это сейчас, то другой попытки уже вероятно не будет ни когда и с девизом «Удача любит смелых!», покидаем наш укромный уголок, одеваем дождевики и идем на ледник практически налегке с одним рюкзаком.

По пути самым сложным оказывается участок курума, размером с рост человека, перед озером, до которого мы дошли в первый раз, когда трезво и взвешено оценив свои силы, нам пришлось отказаться от своей затеи и вернуться в лагерь. Теперь с полной уверенностью можно сказать, что то решение было стопроцентно верным и все мы тогда сделали правильно ибо преодолеть это поле камней и достигнуть цели в тот раз уже вечером в плохую погоду и с жестким ограничением по времени не представлялось возможным. Мокрые камни очень скользкие и приходится двигаться по ним максимально аккуратно. Во время движения в качестве эффективной мерой для согрева выступают колбаса и горячий чай из термоса.

Преодолев все препятствия, полностью промокшие и замерзшие, все это время мы так и находимся ни то в тучи, ни то под дождем капающем с нее, в конечном итоге все же достигаем самой кромки льда свисающего с Софийского ледника. Делаем памятные фото, ощущается гордость за свои силы, характер и выдержку, за то, что мы смогли сделать это – преодолеть все препятствия и невзгоды и дойти до цели!

 

 

 

 

 

 

 

 

Передохнув и набравшись сил на обратную дорогу, успешно еще засветло возвращаемся к нашей палатке. Залазим внутрь, пытаемся отогреться и приготовить покушать. Пока горит печка в палатке тепло. Переодевшись в сухую одежду, жизнь снова налаживается J. Разомлев от комфортных условий ни сил, ни желания на сегодня возвращаться к машине у нас не остается. Остается еще на одну ночевку, тем более что запасы провизии нам это сделать позволяют. Дождь опять не перестает поливать всю ночь.

 

15 день 12.07., пт: лед. Софийский – п. Бельтир – г. Кош-Агач – с. Курай, пробег за день 300 км.

Утром, когда дождь немного поутих. Быстро собираемся и возвращаемся к машине, пока сверху снова не полилось. Вернувшись к поляне, рядом с которой стоит наша машина, обнаружили, что река Аккол из-за половодья вышла из своих берегов и теперь брод через нее еще более сложный, чем во время первого нашего визита сюда. Попробовав сначала перейти реку в более широком месте, в итоге вернулись все же к пешеходному варианту с проброшенным бревном, которое использовали только в качестве подстраховки для того чтобы не смыло течением, переходили же реку по дну, так в несколько приемов перебрались на противоположный берег и дошли до машины. Каким-то чудом, несмотря на несколько дней непрекращающихся дождей, получилось без особых приключений выбраться к Бельтиру и далее на федеральную трассу М-52.

Первым делом в цивилизации – заправка, самса, пополнение продуктовых запасов в магазине и звонки домой в Кош-Агаче. После чего начинаем нашу культурно-цивилизованную программу и едем до Кызыл-Чина, на так называемые Марсы, названные так из-за характерного окружающего пейзажа, представляющего из себя разноцветные глиняные горы и похожего на инопланетные виды.

Сначала подъезжаем по вполне неплохой дороге к красному Марсу, особо он нас не впечатлил, да и ранее здесь уже бывали, поэтому от пешей прогулки по инопланетным поверхностям отказываемся.

 

 

 

Далее держим путь на белый Марс и доезжаем до него прямо на машине.

 

 

 

Немного погуляв и пофотографировав лунные пейзажи, следующей нашей целью является Красная гора, но мост, ведущий к ней через реку Чаган-Узун, оказывается разрушенным, река большая и вброд ее не переехать. Делаем попытку подъехать к ней с другой стороны, для этого снова возвращается на трассу и к селу Ортолык, далее пробуем двигаться вдоль берега Чуи, но дорога сначала становится все уже, а потом и вовсе упирается в забор: и с этой стороны подъезда нет. Оставляем эту затею, времени уже много, да и с дороги уже несколько раз полюбовались этой достопримечательностью.

 

 

 

Пытаемся найти на сегодня ночлег, подъезжаем практически к Кураю и останавливаемся на берегу небольшой горной реки перед селом. Место оказывается довольно неплохим, но грязным, по сравнению с нетронутой природой, которая окружала нас буквально еще вчера, разница с цивилизацией ощущается сразу и к большому сожалению не в лучшую сторону!

Спокойно готовим ужин и ложимся отдыхать. Впереди нас ждет еще пара дней отдыха и множество культурных объектов по Чуйскому тракту.

 

16 день 13.07., сб: с. Курай – г. Акташ – п. Чибит, пробег за день 150 км.

С сегодняшнего дня движемся в сторону дома, посещая по пути различные интересные объекты и места. Первым таким местом будет рябь Курайской степи, наше место ночлега было выбрано совсем неслучайно и расположено практически рядом с этой точкой.

Позавтракав переезжаем через дорогу и сначала едем до села Курай, а затем сквозь него выходим в степь, но долго ехать не пришлось, довольно быстро упираемся в брод через Чую, река больная и наверняка должен быть другой путь до перевалки и альплагеря Актру. Возвращаемся в Курай и выходим на другую дорогу, едущую немного в объезд, приходится сделать небольшой крюк по километражу, но именно на этой дороге имеется мост через реку. Проехав некоторое время по степи, вскоре начинаются довольно серьезные броды. Перед наиболее серьезным препятствием встречаем московский экипаж на Прадо, сами ребята родом из Башкирии, так же путешествуют, на сей раз держат путь в Монголию, сейчас у них есть некоторое свободное время, в которое они собрались доехать до перевалки, а затем подняться в альплагерь Актру пешком. Знакомимся, общаемся, обмениваемся контактами и вместе форсируем реку. После чего прощаемся с ребятами, у них свой путь, ну а мы уже доехали до своей искомой цели, остается только подняться на холм, с которого открывается обзорный вид на окружающую Курайскую степь и так называемую рябь.

 

 

 

Успешно вернувшись на трассу, направляемся в сторону недостроенной Акташской ГЭС расположенной на Чуи, на ней производим осмотр автомобиля, ведь впереди у нас планируется еще один довольно серьезный категорийный участок бездорожья с крутым каменистым подъемом на ретранслятор. Диагностика оказалась не напрасной, выявилось, что траверса коробки, которую мы изрядно загнули, а одно из креплений и вовсе вырвали в броде на Карагеме, видимо от вибраций при движении по каменистым дорогам почти отвернулась и коробка передач можно сказать практически уже лежит на глушителе, долго бы в таком состоянии она не протянула бы, так что вовремя мы сделали осмотр и подтянули ослабшую деталь.

 

 

После небольшого ремонта едем в сторону Акташского ретранслятора, но сначала по пути заезжаем на гейзеровое озеро расположенное недалеко от поселка Мены это совсем недалеко от места нашей остановки. До озера необходимо немного пройти пешком. Время от времени со дна озера выходит воздух, поднимая ил который образует на поверхности разнообразные узоры, любоваться за этим медитирующим процессом можно долгое время, выглядит действительно красиво и очень необычно.

 

 

 

Закончив небольшую, но увлекательную экскурсию по необычному озеру, продолжаем нашу познавательную программу. Минуя Акташ поднимаемся в гору по реке Ярлыамры. Путь действительно оказывается очень непростым: затяжной крутой подъем и множество крупных камней на дороге. Учитывая состояние нашей машины после поломки, двигаться приходится предельно аккуратно и осторожно, искусно лавируя между препятствиями, чтобы не добить нашего верного железного коня. Первым на пути попадается Акташский рудник. Здесь можно приобрести местные сувениры в виде камушков кальцитов или как их еще называю каменной розой.

 

 

После рудника крутизна подъема до ретранслятора еще больше увеличивается, местами не хватает даже пониженной передачи. Надо отметить, что нам достаточно повезло с погодой и мы сумели сделать несколько хороших обзорных кадров Северо-Чуйского хребта с высоты при ясном открытом небе и воочию насладиться масштабностью панорамного обзора, а виды здесь действительно шикарные!

 

 

 

При приближении к финишной точке погода резко поменялась: нашла грозовая туча, все небо затянуло и даже пошел дождь, который при наборе высоты и вовсе превратился в снег! Поднялись на самый верх, при этом набор высоты за десять пройденных километров составил полтора километра (с 1510 до 2967 метров выше уровня моря)!

 

 

Также успешно, как и поднялись, спускаемся обратно в долину реки Чибитка и действительно категорийные участки на этом закончены, дальше только вполне нормальные цивилизованные дороги. Еще пару километров и мы у Красных ворот, так называется прижим скал в узком горном ущелье, напоминающим ворота проходящие сквозь горы, сами скалы характерного красноватого оттенка.

 

 

 

Снова проезжаем через город Акташ, в магазинах которого закупаемся вкусняшками и пополняем запасы топлива на приличной АЗС.

Двигаясь по трассе, после поселка Чибит, пересекаем Чую по мосту и далее едем по проселочной дороге до Чибитского водопада на реке Верхний Карасу.

 

 

 

Чуть дальше имеется еще один водопад Вучарах на этот раз, на Нижнем Карасу.

 

 

 

 

 

Для того чтобы сэкономить немного завтрашнего времени, возвращаемся поближе к мосту. Романтичная ночевка под шум речных волн прямо на берегу Чуи перед трассой с другого берега. Здесь уже есть мобильная связь и можно вдоволь наговориться с друзьями и родными. Созваниваемся с нашими попутчиками, с целью подкорректировать планы и совместно вернуться домой, но оказывается, они уже добрались до Новосибирска.

 

17 день 14.07., вс: п. Чибит – г. Горно-Алтайск – г. Барнаул – г. Новосибирск, пробег за день 900 км.

Настает последний день нашего путешествия, но мы ни куда не спешим и продолжаем вояж по Алтайским достопримечательностям.

Очередной водопад – Боки на реке Бока, находится рядом с трассой, буквально напротив водопада Вучарах, но только по другую сторону Чуи. Он не столь большой, как предыдущие, но все равно довольно живописный.

 

 

Немного отвлечемся от водопадов и полюбуемся стремительным течением горной Чуи. Рядом с колоритным мостом через реку находится один из порогов – Бегемот.

 

 

Совсем рядом с порогом, имеется еще один водопад – Ширлак, идти до него от асфальта совсем не далеко, но для того чтобы увидеть его полностью придется подняться немного в гору, затраченные усилия с лихвой окупятся потрясающими видами как самого водопада, так и открывающимся величественным обзором алтайских гор с верхней точки.

 

 

 

 

 

Следующая точка связана с историей строительства Чуйского тракта и посвящена водителю и его машине, прокладывающих столь сложную и в тоже время красивую дорогу – Кольке Снегиреву.

 

 

Еще больше разноображиваем нашу и без того насыщенную программу и на этот раз собираемся в подземелье в Большую Белобомскую пещеру. У нас были координаты точки входа в подземелье, и мы максимально приблизились на машине на самое короткое расстояние до искомой точки, после чего пошли уже пешком. Пещера находится высоко в горах и по дороге к ней приходится сильно подыматься в гору. Набор высоты составил с 935 до 1117 метров над уровнем моря, за сравнительно небольшой по протяженности участок пути! Забравшись на гору и найдя точку соответствующую GPS-координатам, излазили все окрестные кусты и камни, но входа в заветную пещеру так и не нашли L. Так ни с чем и пришлось возвратиться назад к автомобилю, видимо придется делать очередную попытку в следующий раз, когда мы будем на Алтае. Но хоть видами с высока налюбовались J.

 

 

Вернемся к порогам на реке Чуя. Недалеко от того места где Чуя впадает в Катунь имеется два довольно больших порога первый из которых – Турбина.

 

 

За Турбиной буквально в нескольких десятках метров от него находится следующий порог – Горизонт.

 

 

 

Следующая остановка на одном из культовых мест по трассе Чуйского тракта – точке слияния двух великих алтайских рек: серой Чуи и бирюзовой Катуни.

 

 

 

 

 

Двигаясь дальше по дороге, замечаем с трассой древний курган, совершаем остановку с целью более подробного знакомства. Сразу видно, что место это священно и даже в сегодняшнее время находится множество людей ищущих здесь силы и умиротворение.

 

 

В Ине спускаемся к старому мосту через Катунь. Сооружение старое, потрепанное временем от того и весьма колоритное. Со старого моста открывается вид и на новый, вот такая получается связь времен. Несмотря на то, что мост находится в аварийном состоянии и проход по нему запрещен, удержаться мы, конечно же, не смогли и перешли с одного берега на другой и сделали фотографии обоих мостов.

 

 

 

 

Еще один порог – Ильгуменский, расположен в том месте, где Катунь начинает отходить от Чуйского тракта и встреться с ним лишь в Усть-Семе. 

 

 

Проезжаем красивый горный перевал Чике-Таман, здесь прямо видно как прорубали трассу сквозь скалы и ощущается все величие и масштаб проделанной работы при строительстве этой дороги.

Следом начинается Семинский перевал, он не такой крутой, как Чике-Таман, скорее представляет собой длинный затяжной подъем. На вершине перевала решили сделать остановку и перекусить свежими только что испеченными беляшиками с чаем. Пока кушали, помогли между делом завести местную Toyota Camry, как выяснилось после прозвонки и диагностики, у машины пропало подающее напряжение на бензонасос и вместо положенных двенадцати на него подается лишь семь вольт, чего явно оказывается недостаточно. Бросили на него провода с аккумулятора напрямую, после чего машина завелась – теперь до дома можно ехать спокойно.

Последняя достопримечательность завершающая наше путешествие по Горному Алтаю – Черемшанский водопад, находится недалеко от Манжерка. Дорога к нему не совсем ровная, но довольно короткая, лишь с разворотом возникают некоторые проблемы. Сам водопад вполне себе.

 

 

Выезжая с Алтая в сторону дома, закупились настоящим очень вкусным и свежим только что накаченным с пасеки медом.

Казалось бы, все приключения закончены и до дома остается рукой подать, но перед Барнаулом на асфальтовой трассе у нас ко всем имеющимся неисправностям лопается еще и торсион, машина заваливается на бок и теперь на скорости сильно раскачивается и подпрыгивает, приходится чуть снизить темп движения. По этой причине дверь дома открываем лишь в два часа ночи. Разгрузились, покушали, помылись, отогнали машину в гараж и полчетвертого ни то ночи, ни то уже утра ложимся хоть немного поспать. На сон остается от силы три часа, после чего работа, воспоминания как давить клавиши на клавиатуре и управлять курсором мыши J.

Из бонусов, по возвращению с активной поездки сбросили немного лишних килограммов веса, чуток подкачали мышцы и обрели более стройные тела

Пока машина отдыхала, лопнул и второй торсион, придется существенно повозиться с ремонтом накопившихся поломок, как говорится «любишь кататься, люби и саночки возить».

Можно было бы на этом сказать, что повествование окончено, но на самом деле это была лишь довольно успешная подготовка к предстоящему и более продвинутому походу в саянские Ергаки, так что на этот раз заканчиваем рассказ словами – продолжение следует…

 

Категорийные участки

 

Высокогорные дороги и перевалы

Большая крутизна подъема сопровождается наличием на дороге больших валунов и промоин.  На высокогорных перевалах даже в середине лета лежит снег. Наиболее сложный участок представлял собой подъем на Карагемский перевал, где дорога оказалась завалена метровым сугробом, пришлось этот участок обходить, спускаясь по траверсу в низ долины напрямую без дороги. Также не менее сложным был подъем на Акташский ретранслятор на высоту за 3000 метров над уровнем моря.

 

Броды

В это время года снег в горах еще не полностью сошел и реки до сих пор полноводны с сильным течением. При движении к леднику Талдуре пришлось не однократно пересекать вброд с берега на берег довольно большую и глубокую одноименную реку. Надо отметить, что для преодоления подобных препятствий необходима серьезная гидроподготовка транспортного средства.

Также большая проблема была при пересечении брода через реку Йолды-Айры при движении в сторону Карагемской поляны, из-за больших валунов в русле реки была серьезна повреждена подвеска одного из автомобилей, что вызвало необходимость прекращения дальнейшего продвижения на автомобиле, потерю времени на незапланированный полевой ремонт и эвакуацию транспортного средства для последующего нормального ремонта до Кош-Агача.

Броды в сторону Софийского ледника были попроще, но их также приходилось проезжать максимально аккуратно, а при движении в составе одного автомобиля даже приходилось ждать понижения уровня воды.

 

Погодные условия

В горах погода весьма не предсказуема и в течение дня может существенно изменяться. Периодически шли дожди и нужно было как-то защищаться от воды и пронизывающего холодного ветра, а затем просушивать всю намокшую одежду, зачастую прямо на себе.

 

Оснащение

 

Экипажи и транспортные средства были полностью подготовлены для автономного существования на всю продолжительность похода.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Дополнительный запас топлива на борту

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, для автономного существования на протяжении всего маршрута

– Расширенная медицинская аптечка

– Теплая и непромокаемая одежда

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Несмотря на нестабильную погоду, которая периодически то мочила, то морозила нас. На этот раз нам удалось заглянуть в самое сердце Горного Алтая, мы побывали между Северо-Чуйским и Южно-Чуйским хребтами, поднимались на высоты за три километра от уровня моря, где даже в середине лета лежит снег, брали в броды многочисленные реки.

Пешие маршруты проходили по ледникам, с которых начинаются главные алтайские реки. В ходе чего вспомнили особенности пеших маршрутов, оценив и улучшив свою физическую форму и скорректировав необходимую экипировку, тем самым качественно подготовились к предстоящему саянскому походу в Ергаки.

На обратном пути в сторону дома, пытаясь еще хоть немного продлить наслаждение алтайскими красотами, разбавили свою программу посещением различных уже окультуренных и цивилизованных достопримечательностей.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru